Сети нужен собственный товар

Радик Мугинов
25 октября 2004, 00:00
  Урал

С начала года челябинская розничная сеть центров торговли "Молния" активно развивает производство собственной продукции, в ее планах - значительное расширение и внедрение новых дополнительных услуг для покупателей. О целях компании рассказывает ее генеральный директор Александр Ширеков.

- Александр Сергеевич, почему ваша компания начала производство собственной продукции?

- Решение принято после проведенного анализа рынка. Он показал: спрос на такую продукцию растет, и есть все возможности для его удовлетворения. Сегодня все больше людей покупают полуфабрикаты, готовые блюда: во-первых, из-за нехватки времени для приготовления пищи дома, а во-вторых, благодаря растущим финансовым возможностям.

Первое производство мы запустили в середине января этого года одновременно с открытием четвертого магазина сети. Ключевым фактором стало местоположение нового торгового объекта - на пути из центра в спальный район. Предположив, что именно по дороге домой люди захотят купить что-нибудь к столу, мы не ошиблись: объемы продаж продукции собственного производства в сентябре по отношению к февралю увеличились в три-четыре раза.


Александр Ширеков

- С чего вы начали?

- Как любое важное дело, с поиска людей - руководителей этого направления с достаточным опытом и знаниями для организации производства. Потом совместно с руководителями смежных отделов (розничной торговли, маркетинга, персонала, операционного) создали проектную группу для планирования всех нюансов: от технологии до спецодежды и POS-материалов (постеров, ценников, материалов для PR-компании).

- С какими проблемами столкнулись?

- Оглядываясь, должен сказать: мы совершили несколько ошибок, которых можно было избежать. На первом этапе компания не стала привлекать внешнюю проектную организацию, специализирующуюся на этих вопросах. Это привело к необходимости повторно решать задачи в элементах производственной цепочки. Не сразу получилось организовать правильный учет движения товаров и документов. Проблемы есть и сейчас, и мы их решаем.

- Как вы обеспечиваете гарантию качества продукции?

- Раньше был стереотип: санитарный врач - враг торгового предприятия, и последствия его "набегов" следует уменьшить. Нам удалось изменить эту точку зрения почти у всех руководителей компании. Теперь на регулярной основе мы приглашаем представителей ГСЭН на проверку: качество - приоритет номер один, ему уделяется наибольшее внимание.

- По каким критериям вы оцениваете эффективность собственного производства?

- Во-первых, по приносимому доходу от реализации, то есть как результат хозяйственной деятельности отдельного субъекта предпринимательства. Во-вторых, как маркетинговый инструмент, предназначенный для повышения привлекательности и конкурентоспособности магазинов. С точки зрения обоих подходов, мы считаем идею успешной, этим и объясняются планы развития производства собственной продукции.

- Поделитесь планами?

- Мы намерены провести реконструкцию наших производств c учетом увеличившихся объемов продаж. Это будет работать на реализацию стратегической задачи - предлагать покупателям собственную продукцию во всех магазинах сети.

- Насколько популярен выпуск собственной продукции среди региональных сетей?

- Пока среди участников рынка немного тех, кто этим занимается. Мы постоянно следим за тем, что и как они делают, пытаясь перенять все положительное и учесть их ошибки. Уверен, что количество игроков в ближайшие год-два будет стремительно расти.

- Какие дополнительные услуги вы используете для привлечения покупателей?

- Чай для всех желающих, возможность пробовать любую свежую продукцию, оплату жилищно-коммунальных платежей и услуг связи, детскую игровую комнату, возможность возврата товара без объяснения причины, дисконтную программу, парковки для велосипедов, боксы для собак и кошек. Все эти услуги оказываются, конечно, бесплатно.

- Боксы для животных - достаточно интересная услуга. Насколько она востребована?

- Идея - абсолютная новинка, как для рынка Челябинска, так и для нас самих. Это один из плодов креативного мышления моих коллег. Пока рано оценивать востребованность такой услуги. Смешно предполагать, что ее наличие станет прорывом в повышении привлекательности бизнеса. Скорее, это символ нашего подхода к ведению дел. Следуя заветам Филлипа Котлера, мы выявляем потребности покупателей и предлагаем наш вариант их удовлетворения. За те шесть лет, что мы работаем на рынке, сделано достаточно много для развития самого розничного рынка и для внедрения новых стандартов жизни. Предлагать что-то новое и способствовать развитию не только своей компании, но и общества, в котором мы живем, - это наша миссия. Мы, безусловно, будем следовать ей и в дальнейшем.