Дорога в мир

Николай Табаков
1 ноября 2004, 00:00
  Урал

В контексте глобализации экономическое развитие России предпочтительнее на базе полицентричной системы надсубъектных территориально-производственных комплексов. Условие для создания такой системы - опережающее строительство внутренней транспортной инфраструктуры и повышение личностной мотивации граждан участвовать в процессах преобразования

Сегодня Россия пребывает в неопределенном состоянии. Государственная стратегия развития, социальных изменений отсутствует. А это вопрос самоопределения общества, его дальнейшей самоорганизации, основанной на принципах дополнительности, компромиссов и конкуренции.

Модели построения стратегии могут оказаться диаметрально противоположны: от тоталитарных систем с плановой экономикой, управляемых из одного центра, до полисубъектных образований, в которых субъекты (федеральный центр, субъекты федерации, муниципии, общественные организации, субъекты хозяйственной деятельности разных форм собственности и т.д.) реализуют стратегии собственного развития во взаимозависимости.

Модели первого типа эффективны в относительно непродолжительных экстремальных условиях мобилизационной экономики и при наличии четко воспринимаемой населением стратегии развития. При планировании долгосрочных перспектив целесообразнее исходить из моделей второго типа, более сложных и устойчивых, определяемых не только экстремальными условиями внешней среды, но и способностью и готовностью полисубъектного образования развиваться через самоуправление.

Сердце России

С нашей точки зрения, основу России как полицентрической системы должны составить региональные надсубъектные территориально-производственнные комплексы (ТПК).

Исходя из природного, промышленного потенциалов и структуры экономики, в УрФО можно выделить три группы территорий: ХМАО и ЯНАО; Свердловскую и Челябинскую области; юг Тюменской области и Зауралье. Первая группа характеризуется избытком энергоресурсов, разнообразием твердых полезных ископаемых, наличием био- и лесных ресурсов, а также потенциалом рынка машин, оборудования, технологий и т.д. Во второй наблюдается недостаток энергоресурсов и твердых полезных ископаемых при мощном промышленном потенциале. Курганская область и тюменский Юг - это недостаток энергоресурсов и возможности наращивания агропромышленного потенциала.

Таким образом, Урало-Западносибирский регион (в границах УрФО) имеет все предпосылки, чтобы выступить важнейшим ТПК - благодаря запасам нефти и газа, ставящим его в число мировых лидеров по добыче углеводородного сырья; наличию полезных ископаемых, в том числе имеющих исключительно важное значение для экономики страны; реальной возможности наращивания промышленного потенциала; уникальному геостратегическому положению региона, особенно при реализации им пространственного положения в общенациональной транспортной системе (при формировании транспортных коридоров не только "запад - восток", но и "север - юг", связывающих Северный морской путь с Транссибом и обеспечивающих вхождение региона в азиатскую транспортную сеть на территории стран СНГ).

Подчеркнем значимость избытка энергоресурсов на территории ЯНАО и ХМАО. В природе силовой компонентой является энергия, в социуме - деньги. Это указывает на возможность энергетического эквивалента денег. "Как только будет принята идея схемы буферного запаса нефти, остается сделать еще один сравнительно небольшой шаг для создания устойчивой международной валюты. Учетная единица должна быть основана на нефти", - пишет Джордж Сорос в монографии "Алхимия финансов". При создании такого механизма Урало-Западносибирский ТПК станет самодостаточным для развития.

Железные связи

Рассмотрим предполагаемую картину хозяйственных связей в системе Урало-Западносибирского ТПК на проекте развития минерально-сырьевой базы. Минерально-сырьевая база - основа отечественной экономики. Она обеспечивает треть ВВП и две третьих валютных поступлений в страну. Ее значимость сохранится и в ближайшие десятилетия, так как на ее основе возможно развитие других секторов экономики.

В основных горнопромышленных районах страны резко обострилась проблема восполнения запасов добывающих предприятий, что существенно сказывается на базовых отраслях экономики, ее сырьевой, энергетической и экономической безопасности. В прошлом перерабатывающая промышленность Урала по ряду полезных ископаемых была ориентирована на поставки минерального сырья из республик СССР. Однако после образования СНГ, в условиях рыночной экономики, поставки резко сократились или прекратились вовсе. Промышленный комплекс Среднего и Южного Урала за многие годы истощил разрабатываемые месторождения. Относительно показателей 1991 года доля России в общемировом потреблении алюминия и меди снизилась в 8 раз, никеля - в 11 раз, свинца - в 7 раз. По потреблению на душу населения нефти, меди, свинца, цинка, молибдена, никеля, алюминия, циркония, тантала Россия занимает 4 - 11 места в мире. Кризисное состояние проявляется в разобщенности предприятий, ранее входивших в единую экономическую систему, в усилении зависимости страны от конъюнктуры мировых цен на сырье.

Между тем на Северном и Полярном Урале, несмотря на относительно слабую, по сравнению с южными районами страны, геологическую изученность, прогнозируется разработка широкого комплекса минерального сырья. Здесь масса месторождений и проявлений различных видов твердых полезных ископаемых: руд черных (железо, хромиты, марганец), цветных (медь, цинк, свинец, алюминий, молибден, вольфрам, никель, кобальт и др.), редких (тантал, ниобий, редкие земли), благородных (золото, серебро, платиноиды) металлов, угля, неметаллических полезных ископаемых (бариты, фосфориты, флюориты, перлиты), стройматериалов, горного хрусталя, жильного кварца и других. По масштабам оруднения Полярно-Уральская хромитовая провинция оценивается как уникальная и важнейшая в России. Большое значение в топливно-энергетическом балансе может иметь Сосьвинско-Салехардский буроугольный бассейн. В непосредственной близости к границам Свердловской области находится Северо-Сосьвинский угленосный район с возможностями годовой добычи 20 - 30 млн тонн угля в год, в том числе не менее 15 млн тонн - в открытой разработке.

В общем, ресурсный потенциал Северного и Полярного Урала достаточен, чтобы обеспечить полноценное функционирование существующих в регионе производственных мощностей, восстановить выбывшие и создать новые. Предпочтительность обеспечения Урало-Западносибирского региона минеральным сырьем и топливом за счет ресурсов северных территорий Урала, расположенных в ХМАО и ЯНАО, определяется как близостью ресурсных баз от мест потребления, так и качественной идентичностью сырья благодаря геологической общности всего Уральского складчатого пояса.

Паровоз, вперед лети

Принципиально: самоорганизация полицентричной системы эффективно реализуется только при опережающем развитии и совершенствовании внутренней транспортной инфраструктуры относительно внешней среды с большими конкурентными преимуществами. Иными словами, развитие транспортной инфраструктуры должно быть гармонично увязано с развитием производительных сил страны.

Помимо восстановления и усложнения хозяйственных связей, опережающее развитие внутренней транспортной структуры обеспечит синергетический эффект:

- создание новых, конкурентоспособных транспортных средств;

- повышение скоростей транспортных потоков и снижение энергозатрат на транспорте, что позволит уменьшить негативное воздействие больших территорий на развитие социально-экономических систем;

- обеспечение эволюционного включения населения в малых пунктах в хозяйственную деятельность с соблюдением права на передвижение и социальные гарантии;

- увеличение доли возобновляемых ресурсов в структуре экономики за счет вовлечения в хозяйственную деятельность всей территории;

- повышение надежности функционирования хозяйственных систем и увеличение их мобилизационных возможностей.

Все это в свою очередь станет условием для привлечения транзитных грузов в транспортные коридоры, проходящие через территорию страны.

По нашему мнению, чисто рыночная система не может сформировать действенную транспортную инфраструктуру. Такая система будет стремиться достигнуть экономического результата преимущественно на транспорте, исключая или игнорируя достижение синергетического эффекта, включающего обеспечение территориальной и государственной целостности, формирование единого экономического пространства, права граждан на передвижение (ст. 4, 5, 8, 27 Конституции РФ). Тем самым развитие и совершенствование транспортной инфраструктуры попадает под общесистемное, государственное управление.

Прирастать регионами

"Огромное расстояние между западными и восточными районами России и дороговизна наземного транспорта сырьевых грузов усиливают опасность "врастания" отдельных частей нашей страны в разные сегменты мирового рынка, а это приведет к еще большему ослаблению внутренних связей... Высокие издержки в сфере обращения препятствуют расширению кооперации и развитию обрабатывающей и тем более наукоемкой промышленности. Таким образом, на первый план выходит проблема выстраивания устойчивых цепочек между предприятиями", - говорят материалы Государственного совета "К вопросу о стратегии развития государства на период до 2010 года".

Регионы как полицентрические, но иерархически нижние структурные образования (по сравнению с транспортными коридорами, которые в свою очередь должны гармонично увязываться в пространстве и во времени с развитием транспортной инфраструктуры и в целом производительных сил регионов, по которым они проходят) должны быть ориентированы прежде всего на внутренний рынок, тем самым обеспечивая самосохранение социально-экономической системы, повышение ее гомеостаза (в том числе за счет повышения энергетической, экономической и сырьевой безопасности).

"Мировой опыт показывает, что статус центров мировой экономики получают, как правило, те государства, чей национальный воспроизводственный комплекс ориентирован прежде всего на развитие внутреннего рынка и способен при любых внешних обстоятельствах обеспечить экономическую и оборонную самодостаточность страны", - справедливо утверждает монография "Государственная политика промышленного развития России: от проблем к действиям" (М.: Наука, 2004).

Следовательно, развитие горизонтальных социально-экономических связей внутри субъектов РФ и между ними, расширение в полицентричной экономической системе интеграционных процессов, раздвигающих границы рынка сбыта продукции, интенсифицирующих внутренний рынок, становятся главной предпосылкой преодоления негативных явлений в экономике России. Стимулирование локомотивных регионов с предпосылками ускоренного экономического развития, к которым, как видим, относится Урало-Западносибирский район, в этих условиях - важнейшая задача. Локомотивом может стать нефтегазовый комплекс (это соответствует и "Основным положениям региональной политики Российской Федерации", утвержденным указом президента РФ), а точкой роста отечественной экономики - интеграционные процессы в формировании Урало-Западносибирского экономического района.

Для достижения этих целей следует, по нашему мнению, отказаться от практики бюджетного перераспределения за счет регионов-доноров, к которым относятся почти все субъекты РФ, входящие в Уральский федеральный округ. "Региональная государственная политика должна стимулировать исполнение регионами реальных и потенциальных преимуществ для наращивания экономического потенциала и улучшения социальных условий на соответствующей территории", - утверждается и в материалах Госсовета.

Самоорганизация будет способствовать снижению удельных расходов энергии и вещества, наращиванию свободной энергии, ускорению процессов в социально-экономических системах, обеспечивающих рост валового регионального продукта, конкурентоспособность продукции и инвестиционную привлекательность регионов.

Включение природной среды как основы жизни и деятельности населения (ст. 9 Конституции РФ) в сферу экономики приведет к снижению парадоксальности взаимоотношений человека и природы. Гармоническое развитие общества и природы, основанное на понимании неразрывной связи человека как существа мыслящего и творческого с биологической эволюцией, эволюцией Вселенной, качественно повысит нравственный "императив" общества. Это восстановит доверие общества к социально-экономическим и общественно-политическим процессам, повысив его мотивацию эффективно участвовать, в том числе и своими свободными средствами, в их реализации, деятельно способствовать снижению системного кризиса.

* Директор Научно-технического центра дорожного департамента ХМАО.