Методика составления рейтинга

8 ноября 2004, 00:00
  Урал

Рейтинг 300 крупнейших компаний Уральского региона "Эксперт-Урал-300" составлен аналитическим центром "Эксперт-Урал" на основе методики, разработанной рейтинговым агентством "Эксперт РА". (Уральский регион: Свердловская, Челябинская, Пермская, Курганская, Оренбургская, Тюменская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Республики Башкортостан и Удмуртия.)

В рейтинг вошли предприятия практически всех основных сфер экономики. Место компаний в рейтинге определялось путем их ранжирования по объему реализации продукции (работ, услуг) в 2003 году. В случае, когда этот показатель в силу специфики деятельности компаний не мог быть применен, использовались данные финансовой отчетности, максимально близкие к нему по экономическому смыслу. В зависимости от профиля деятельности компании под объемом реализации принималось:

- для занятых в сфере промышленности, АПК, телекоммуникаций, транспорта, розничной торговли, жилищно-коммунального хозяйства, строительства - объем выручки от продажи продукции (товаров, работ, услуг);

- для банков - сумма доходов процентных (до вычета расходов) и непроцентных (за вычетом расходов по операциям с ценными бумагами и иностранной валютой); источник этих данных - бухгалтерская отчетность банков, подготовленная по международным стандартам;

- для страховых компаний - сумма страховых взносов-нетто по страхованию жизни и иным видам страхования;

- для лизинговых компаний - объем лизинговых платежей и другие доходы, учитываемые в выручке.

В основной список рейтинга включены только те компании и холдинги, чей головной офис и основные производственные мощности находятся на территории Уральского региона. Именно по этой причине в основном списке отсутствуют такие компании, как СУАЛ, ЛУКойл, ТМК и ряд других, чьи мощности рассредоточены по территории всей страны, а деятельность носит общероссийский характер (их подразделения приведены в дополнительном списке). Нет в основном списке и структурных подразделений этих компаний, что связано с невозможностью корректного анализа финансовых показателей юридических лиц, входящих в структуру холдингов: выручка, прибыль и иные показатели могут значительно меняться год от года в силу причин, связанных с изменением системы внутреннего учета внутри холдинга (трансферных цен, порядка отражения выручки, перераспределения прибыли и др.). Справочно совокупные данные по этим компаниям, а также данные по финансовым показателям их структурных подразделений приведены в отдельных таблицах.

Источниками информации при составлении рейтинга послужили данные компаний, полученные в ходе анкетирования, данные бухгалтерской отчетности, полученные от Государственного комитета по статистике и региональных статкомитетов, а также данные, опубликованные компаниями в открытых источниках.

По холдингам приведены консолидированные данные за исключением случаев, когда холдинг к 1 января 2003 года не был до конца оформлен (следовательно, отсутствовала консолидированная информация).