Неповторимая, несравненная, немыслимая...

Особую прелесть Каталонии придает ее ...автономность. При всем том, что область уже три столетия представляет собой часть единого испанского государства, жители Каталонии решительно сопротивляются окончательному слиянию. Мощный взрыв национального самосознания произошел на рубеже XIX - XX веков и коснулся всех сфер общественной жизни: музыки, литературы, живописи, архитектуры, языка. Именно на этот период приходится расцвет творчества трех великих каталонцев - Антонио Гауди, Сальвадора Дали, Жоана Миро. В конце концов жители провинции вернули свой язык (каталонский) и добились автономного управления. Барселона стала мощнейшим центром культурной жизни Европы.

Все экскурсионные маршруты в городе начинаются с архитектуры Гауди. Оно и понятно - второго такого сумасшедшего зодчего больше нет нигде в мире. Возле зданий, отстроенных Антонио, в любое время года стоит толпа туристов. Гауди - это феномен, не поддающийся объяснению и тем более подражанию. Неповторимый, несравненный, немыслимый... Эстетическое переживание от архитектуры этого зодчего обладает мегатонной силой. Именно поэтому те 13 (из 18-ти) объектов, которые Антонио Гауди подарил любимому городу Барселоне, уже несколько десятилетий служат надежной приманкой для туристов со всех концов света.

Плавность, гладкость, обтекаемость, отсутствие прямых линий и острых углов, яркие краски и мозаики - так коротко можно охарактеризовать основные черты стиля маэстро. Что действительно отличает его от всех - это безусловная связь архитектуры с природой. Гауди доказал, что дома можно не строить, их можно ...выращивать. Его церковные шпили заканчиваются снопами злаков и початками кукурузы, с фасадов домов свисают гроздья винограда, водосточные трубы извиваются в форме змей и рептилий, решетки выкованы в виде пальмовых листьев. Архитектура как скульптура, зодчество как ваяние - вот что такое Гауди. Творчество великого каталонца настолько индивидуально, что исследователи выделили его в особый стиль, который назвали биомодерн.

Другая удивительная особенность шедевров мастера состоит в том, что при всей внешней "декоративности" и "музейности" его дома вполне приспособлены для жизни. Поверить в это трудно, пока не убедишься собственными глазами. Так, многие любознательные туристы пытаются проникнуть в Каса Батльо - одно из красивейших строений Гауди. Однако за великолепными резными дверями смельчаки натыкаются на человека в форме дворецкого, который терпеливо объясняет им, что здание - частная собственность и попасть внутрь можно только по приглашению владельцев...

Каса Мила - еще один дом, построенный по индивидуальному заказу. В народе это здание прозвали Ла Педрера - "Каменюка". Действительно, шестиэтажный дом похож на дикую скалу, выросшую посреди улицы, или гигантскую бетонную волну, захлестывающую тротуар. В этой постройке Гауди сумел добиться игры света и теней, которые и создают ту самую "фирменную" иллюзию движения. Украшение "скалы" - балконы из кованого железа. Металл переплетен и завязан таким невероятным образом, будто это стебли гибкой лианы. Интересно, что Каса Мила был первым в Европе домом с подземным гаражом. Кроме того, в нем впервые был применен принцип, через десятки лет названный "свободной планировкой". Сегодня в этом доме проживают некоторые из членов семейства Мила. Раз в год они собирают здесь всю многочисленную родню, чтобы сфотографироваться на фоне своего знаменитого владения.

Самый лучший способ осмотра парка Гуэль - потеряться там на целый день. У всех, кто впервые его посетил, создается ощущение, что ансамбль спроектирован шаловливой детской рукой. Забавные пряничные домики у входа, разноцветные, переливающиеся драконы и змеи, вьющаяся вдоль центральной площади скамейка, волшебный грот - все это выглядит как ожившая сказка. На самом деле маленькое королевство задумано было графом Гуэлем как часть респектабельного загородного поселка для состоятельных барселонцев. В 1900 году по его приказу склон безлесой горы на окраине Барселоны сравняли и разбили на 60 участков, которые предполагалось продать под строительство усадеб. Однако не в меру амбициозный проект потерпел фиаско: куплены оказались два участка земли, причем один из них приобрел сам Гауди. Несмотря на провал первоначальных планов, дон Гуэль все же достроил необыкновенный парк, и в 1914 году его сказочные сокровища стали доступны всем желающим.

Кульминацией творчества Антонио Гауди стал собор Святого Семейства - Саграда Фамилия. Возведению этого храма великий каталонец посвятил 45 лет жизни. Он жил прямо на стройке, в тесной, заваленной чертежами каморке. Оплаты труда не требовал, все добытые средства вкладывал в строительство. Гауди не надеялся завершить храм при жизни, но мечтал закончить хотя бы фасад Рождества, чтобы плоды многолетних усилий могло увидеть его поколение.

К сожалению, это было ему не суждено. 7 июня 1926 года в Барселоне торжественно пустили первый трамвай. И в тот же день под его колеса попал неизвестный нищий старик. Он умер в приюте для бездомных, и должен был быть похоронен в общей могиле. Неожиданно одна из служительниц приюта узнала в нищем старике Антонио Гауди - гениального зодчего, великого модерниста, самого известного гражданина Барселоны, создавшего ее неповторимый облик. Архитектора со всеми почестями похоронили в часовне Саграда Фамилия.

Сейчас уже пятое поколение барселонцев наблюдает неспешное рождение архитектурного шедевра. Работа продвигается очень медленно, поскольку идет на пожертвования: ежегодно на возведение собора расходуется около шести миллионов долларов. Но даже при стабильном притоке средств, строительство собора должно продлиться еще 60 - 65 лет. Точную дату "ввода в эксплуатацию" никто назвать не может. Скептики сомневаются, что храм Святого Семейства вообще когда-нибудь будет закончен. Они считают, что тайный замысел Гауди заключался в том, чтобы сделать его строительство вечным...

Барселона, как никакой другой город провинции, отражает все грани каталонского характера. Здесь совмещается несовместимое, неистовый анархизм соседствует с абсолютной рассудочностью. Так, средневековый Готический квартал с единорогами на башнях (символ чистоты) легко уживается с сомнительным Китайским кварталом, где бывшие публичные дома объявлены историческими памятниками. Дикому ритму, который отбивает безымянный барабанщик в парке Сьютаделья, город отвечает ангельским пением Монтсеррат Кабалье во время вечернего концерта "поющих" фонтанов...

Кстати, о них. Вечернее шоу "Поющие фонтаны" - тоже одна из главных достопримечательностей Барселоны. Как утверждают жители города, многие туристы, созерцая этот спектакль, забывают обо всем - столь большое впечатление производит на них огненно-водная феерия. Когда из динамиков раздается "Барселона" в исполнении Фредди Меркьюри и Монтсеррат Кабалье, зрительские аплодисменты заглушают шум воды... Увы, шоу фонтанов слишком дорогое удовольствие для местной казны, поэтому наблюдать это удивительное зрелище можно только с середины мая до середины сентября - в период наибольшей туристической активности.

Впрочем, многие туристы, приезжающие сюда в ноябре, не особенно огорчаются по этому поводу. У них есть прекрасный способ компенсировать недостаток: в это время во всех барселонских магазинах начинается сезон тотальных распродаж. Кроме того, значительно дешевеют услуги в такси, ресторанах и отелях.

Каждый, кто приедет в Барселону, должен обязательно пройтись по бульвару Рамбла - пешеходной зоне, которая соединяет Площадь Каталонии с морским портом. Почти в любое время года здесь собирается оживленная и пестрая толпа. На Рамбла гадают на картах и измеряют кровяное давление. Уличные театры дают бесплатные представления. Лотки торговцев изобилуют растениями различных форм и расцветок. Кстати, немногие цветочные магазины Екатеринбурга могут конкурировать с тем, что запросто выставлено здесь на многочисленных раскладных витринах... Лавки цветочников сменяются палаточками, из которых доносятся канареечные трели и петушиное кукареканье: это пернатые обитатели Рамбла приветствуют потенциальных покупателей.

Как на всяком уважающем себя бульваре здесь есть участок, где тусуются мастера кисти и карандаша. Местные художники предлагают туристам экспресс-обслуживание (портрет за 15 минут), а также конвейерную продукцию с национальными сюжетами.

Еще одна достопримечательность Рамбла - "живые скульптуры". Причем барселонские "статуи", в отличие от коллег, работающих на улицах Рима или Дюссельдорфа, отличаются большим бескорыстием: Эрнесто Че Гевара, египетская царица и Майкл Джексон позволят вам сфотографироваться с ними, даже если вы не собираетесь платить...