Завершающийся 2004 год - девятый год существования регионального рынка банковских пластиковых карт: массовая эмиссия на Урале началась в 1996 году, хотя первые карты были выпущены местными банками двумя-тремя годами раньше. За это время пластик стал полноценным и привычным многофункциональным финансовым инструментом. Банкомат, а то и несколько сразу, - непременный атрибут городских проспектов, проходных градообразующих предприятий и крупнейших торговых центров. Не только продвинутые пользователи, знакомые с западной действительностью, но и "чайники", никогда не выезжавшие за пределы родного населенного пункта, без пиетета, запросто рассчитываются "электронными деньгами" в магазинах и проводят с их помощью платежи в банкоматах.
Очевидно, что региональные банки-эмитенты сформировали-таки полноценный многосекторный рынок пластика, за что заслуживают искренней благодарности прежде всего от государства - безналичные расчеты выводят финансовые потоки из тени. Очевидно, однако, и то, что за все эти годы они так и не смогли отказаться от амбициозных собственных проектов и объединить усилия, чтобы создать национальную платежную систему действительно федерального уровня, одну на всех.
Рынок, уставший от глобальной локализации (в регионе представлены свыше 20 платежных систем разного масштаба), консолидируется вокруг громких международных брэндов. Тем временем даже ведущие российские системы, имеющие безусловные преимущества, действуют локально - на межрегиональном уровне.
Плата за конкуренцию
Ровно три года назад, когда международные платежные системы только начинали агрессивный захват региональных рынков, журнал "Эксперт-Урал" констатировал: "Сверхжесткая конкуренция банков, эмитирующих российские пластиковые карты с ограниченной территорией действия, толкает рынок в объятия международных платежных систем. Именно они, судя по всему, и станут через несколько лет самыми распространенными на уральском рынке, мирно сосуществуя с локальными сетями" (см. ст. "Глобальная локализация", 22 от 19.11.01).
Логика рассуждений была проста: обладатели российских карт пользуются ими в основном для снятия наличных в день получения зарплаты. Магазины не стремятся принимать оплату по таким картам: им невыгодно устанавливать оборудование для обслуживания карт даже нескольких наиболее распространенных систем, не говоря уж обо всех, в той или иной степени (а значит, неравномерно) представленных в регионе. Зато держатели международного пластика пользуются им преимущественно для оплаты товаров и услуг. По сумме безналичных операций по картам в торгово-сервисных предприятиях Visa лидировала уже в 2001 году. Значит, размышляли мы, торговле целесообразнее устанавливать оборудование для обслуживания карт этой системы - оно будет гарантированно востребовано. Так как главная идея развития карточных проектов - как раз расширение безналичных расчетов, получается, что лучше других этой идее соответствуют международные карты, писал журнал. И призывал российские системы искать варианты кооперации, чтобы консолидировать слишком раздробленный рынок и удержать позиции на нем.
Теперь, когда прогноз оказался реальностью (Visa контролирует более 40% рынка пластиковых карт), вопрос о консолидации вновь встал в полный рост. "Вдруг" выяснилось, что данные, получаемые от нас западными системами, могут быть доступны иностранным спецслужбам. Да и само по себе обслуживание расчетов россиян, в том числе в национальной валюте внутри России, через процессинговые центры за границей - угроза финансовой безопасности страны.
В апреле 2003 года съезд Ассоциации российских банков принял решение о формировании национальной системы "Федеральная карта". Однако за прошедшие полтора года ни системы, ни даже идеологии ее создания, согласованной с государством, не появилось: участники рынка, отстаивая каждый свои интересы, так и не пришли к компромиссу.
ФАС: анализ завершен
Бизнес-сообщество, похоже, успело подзабыть ставшее в январе 2004 года сенсацией обращение екатеринбургского Уралвнешторгбанка (именно он выступил идеологом защиты "пластикового" суверенитета страны) в антимонопольное ведомство РФ с жалобой на международную систему Visa, членом которой являлся. В вину ей вменялось то, что она предоставляет членам системы свои документы исключительно на английском языке и отказывается переводить их на русский.
Демарш, как известно, закончился разрывом отношений между Уралвнешторгбанком и Visa (официальная причина - разногласия по техническим вопросам). В апреле Visa предоставила в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) по ее запросу пакет документов. А в августе ФАС сообщила, что завершила анализ рынка пластиковых карт в России.
Согласно ее данным, лидером среди всех платежных систем на отечественном рынке является Visa: ее доля по объему совершенных операций по итогам 2003 года составляет 51,2%, по количеству эмитированных карт - 36,9%. Доли платежных систем "Сберкарт" (эмитент Сбербанк) - 26,1 и 10,1%, MasterCard - 8,8 и 22,8% соответственно.
Доля международных платежных систем на рынке пластиковых карт РФ по объемам совершенных в 2003 году операций и количеству эмитированных карт составляет 60,2% и 59,8% соответственно. При этом лидирующая Visa удерживает 85,06% российского рынка международного пластика по объемам операций и 61,73% - по объему эмиссии. Доля главного конкурента Visa - MasterCard - 14,68 и 38,09% соответственно. Несложные арифметические расчеты показывают, что другим глобальным игрокам - Diners Club и American Express - рынок оставил лишь 0,26% транзакций и 2,11% совокупного числа карт.
В секторе российских платежных систем анализ ФАС выделил "Сберкарт" (65,59% операций и 26,95% эмитированных карт), "Золотую корону" (19,01% и 15,08%) и Accord (10,17% и 10,21%).
Выяснилось, что максимальное число банков входят в платежную систему Visa (30,5% от общего числа банков). Далее следуют Union Card (23,5%), "Золотая корона" (18%) и MasterCard (16,5%).
Несмотря на то, что изыскания ФАС представили общественности, мягко говоря, не слишком свежие данные, а за анализом конкретных выводов и мер воздействия на Visa не последовало, эта работа заслуживает внимания. Пожалуй, впервые официально обнародован массив данных, позволяющих составить развернутую характеристику федерального рынка пластика. Центральный банк России ограничивается публикацией на официальном сайте валовых количественных показателей без разбивки по системам, при этом обновление сведений оперативным не назовешь. Так, сейчас доступны данные только на 1 июля 2004 года.
Журналистская практика показывает, что из всех систем, работающих в России, максимальную информационную открытость исповедуют "Золотая корона" и Accord: на их официальных сайтах представлены количественные и качественные показатели, диаграммы, рейтинги, аналитические материалы. Достаточно открыта Visa. Впрочем, даже будучи лидером и расходуя огромные ресурсы на активные маркетинговые акции и телерекламу (кстати, ролики каких платежных систем вы видели по ТВ, скажем, за последний год?), она не делится информацией on-line. А самой закрытой следует признать Union Card, которая считает себя "в настоящий момент фактически единственной российской межбанковской общенациональной платежной системой" (цитата с официального сайта) и при этом не обнародует каких-либо цифровых данных о работе за исключением разве что количества банков-участников. Поэтому участники системы считают, что в России выпущено около 4,4 млн карт Union Card, а независимые игроки рынка думают, что число действующих карт вряд ли превышает 1,5 миллиона.
Государственный интерес
Теперь, когда вектор развития рынка определился в пользу международных карточных сетей, региональные финансисты осознали: биться нужно не за брэнд, а за клиента. Последнему в общем все равно, какой картой пользоваться. Главное, чтобы она удовлетворяла актуальные потребности владельца здесь и сейчас.
Проблема, однако, в том, что "здесь и сейчас" в эпоху стремительных перемещений экономически активного населения - не есть константа. Российским платежным системам, как бы технологичны и успешны ни были их проекты в отдельно взятых областях и республиках, придется искать варианты выхода на федеральный уровень. И без помощи государства им не обойтись.
Государственные же институты за все время существования рынка банковских пластиковых карт не только не сформировали собственную идеологию развития этого важнейшего сектора финансового рынка, но не пошли даже на минимальные шаги, которые повысили бы привлекательность пластика для рядовых россиян. Таким образом, "Федеральная карта" ждет участия Федерации, в интересах которой она и задумывалась. А международные платежные системы продолжают тем временем осваивать бескрайние российские просторы.