Дефицитный абонент

Инна Гладкова
22 ноября 2004, 00:00
  Урал

Расширение географии действия, выравнивание качества связи и основных услуг операторов опережают рост абонентской базы. Это ведет к усилению ценовых войн и гипертрофированной маркетинговой активности

Темпы прироста количества абонентов сотовой связи в третьем квартале 2004 года немного уступали показателям за аналогичный период прошлого года. В целом по России рост составил 19,3% против 20,5% за прошлый год, в регионах - 23,7% против 25,8%. На Урале абонентская база приросла на 22%, тогда как результат третьего квартала прошлого года составлял 30,7%.

К началу октября во всех регионах Урала работали все три федеральных оператора сотовой связи: ВымпелКом в конце июня пришел в Удмуртию, МегаФон в начале августа - на территорию Оренбургской области, Уралсвязьинформ в конце сентября начал подключение на Среднем Урале. Доли Удмуртии и Свердловской области, несмотря на это, сократились, как и доля Башкирии. А Оренбургская, Челябинская и Курганская области стали лидерами прироста. Хотя изменения незначительные - колебания падения и прироста не превышают 1,2%.

Сентябрь и октябрь традиционно считаются периодом затишья на рынке. Но сезонность постепенно нивелируется, и операторы продолжают активное наступление на потребителя. Оператор "Сотовая связь "МОТИВ"" (Екатеринбург-2000) обеспечил связь в екатеринбургском метро не только на станциях, но и на перегонах, а 11 ноября объявил о введении новой линейки тарифов ("Мотив.Эконом", "Мотив.Бизнес", "Мотив.Все включено" и Моби NEXT). МТС ввела новую услугу, действующую с 20 октября этого года по 28 февраля следующего, - "Джинс-Минута". ВымпелКом в конце сентября предложил тариф "Максимальный", а в конце октября до середины апреля-2005 отменил абонентскую плату за услугу "Три любимых номера".

Операторы конкурируют модификациями тарифных планов, зоной покрытия, качеством связи, уровнем обслуживания и разнообразием дополнительного сервиса. Между тем основными факторами выбора для абонента остаются условия тарифа (особенно декларируемая стоимость минуты разговора) и превалирующий оператор в близком окружении. Этими параметрами руководствуется 60,2% абонентов, и за полгода их роль в выборе практически не изменилась (55,7% в феврале).

Несмотря на то, что множеством маркетинговых акций операторы могут расшатать абонентскую базу (увеличить количество нелояльных абонентов), на рынке наблюдается положительная тенденция: если в феврале этого года у 82,8% опрошенных абонентов была одна sim-карта и только 69% не собирались менять оператора, то в сентябре это соотношение составило 75,2% к 69%.

Количество мигрирующих абонентов снижается как по субъективным причинам (клиент рано или поздно определяется с выбором основного оператора), так и вследствие улучшения качества услуг, предоставляемых операторами. В сентябре по сравнению с февралем текущего года выросла удовлетворенность абонента работой оператора: в среднем по операторам "большой тройки" среднее значение этого показателя увеличилось с единицы до 1,6 (по шкале от -2 до +2).

Сейчас зоны покрытия, качество связи и стоимость услуг у всех операторов выровнялись. Скоро все участники рынка станут предоставлять высокотехнологичные услуги, например GPRS и MMS. Учитывая, что уровень проникновении услуг сотовой связи на уровне региона составляет всего 30%, жесткая конкуренция за потребителя продолжится. И основными средствами в ней будут изменение и введение новых тарифов.