Торговая сеть " Незабудка" - крупнейшая мультиформатная розничная сеть Челябинска. Основной вид деятельности - торговля продуктами питания и товарами народного потребления. В состав сети входит 29 магазинов (24 в Челябинске и пять в Миассе), в ноябре открывается еще один магазин в Миассе. Компания пользуется услугами лизинговых операторов в сегменте торгового оборудования. О сотрудничестве рассказывает финансовый директор торговой сети "Незабудка" Татьяна Скуратова
- Татьяна Петровна, что побудило вашу компанию прибегнуть к лизингу?
Татьяна Скуратова
- Торговая сеть "Незабудка" начала развиваться в 2002 году - мы открыли четыре магазина. Все магазины были приобретены, оборудованы и подготовлены к запуску на собственные средства компании. В планах на 2003 - 2004 годы стояло открытие еще не менее 20 магазинов, поэтому менеджмент компании принял решение о привлечении для дальнейшего развития заемных средств. Мы рассматривали схемы прямого кредитования и альтернативные возможности приобретения имущества. Предпочтение лизинговой схеме отдали по следующим причинам: срок финансирования по лизинговому договору от трех до пяти лет; равномерное распределение финансовой нагрузки вследствие осуществления платежей ежемесячно равными долями; возможность снижения налоговой нагрузки за счет отнесения лизинговых платежей на расходы в полном объеме. Лизинговая схема позволяет в условиях значительно меньшего финансового напряжения развивать действующий бизнес. По сравнению с предлагаемыми кредитными схемами лизинг - это более доступная форма привлечения инвестиций, поскольку не требует сложного пакета гарантий по кредитной сделке.
- По какому принципу вы выбирали партнера?
- В первую очередь оценивали историю работы оператора на рынке финансовой аренды: положительный опыт подразумевает профессионализм сотрудников. Во-вторых, нас интересовала низкая ставка удорожания оборудования, длительный договор и согласованный процент аванса по каждой сделке. В-третьих, для нас очень важны скорость рассмотрения заявки и оформления сделки, выполнение взятых на себя обязательств: мы развиваемся динамично (в 2003 году открывали до пяти магазинов в месяц), и если лизинговая компания несвоевременно исполняет взятые на себя обязательства - это критично. И, естественно, искали лизинговые компании, предъявляющие гибкие требования к обеспечению сделки. Сейчас работаем с четырьмя лизинговыми компаниями.
- Какие лизинговые сделки заключены, их основные параметры и условия?
- Осуществлены поставки торгового оборудования в 27 действующих магазинов компании, в том числе в трех магазинах произведена замена оборудования на более современное. На сегодняшний день завершено оформление двух крупных сделок на сумму около 2 млн долларов по поставке торгового оборудования в гипермаркет в Миассе, его открытие запланировано на декабрь 2004 года. Общая сумма договоров, заключенных с лизинговыми операторами, - около 4 млн долларов, сроки действия - до трех лет. В среднем процент удорожания по разным лизинговым операторам - от 5 до 7% в зависимости от валюты сделок.
- Планирует ли "Незабудка" продолжать работу с лизинговыми компаниями?
- Результаты собственного маркетингового исследования рынка розничной торговли показали: происходит перетекание массового покупателя с неорганизованных мест торговли в торговые сети, потому что там есть возможность приобрести более качественный товар за ту же цену. Сейчас прослеживается разделение форматов на магазины "у дома" и гипермаркеты в полном смысле этого слова - с зонами разграничения, местами для отдыха и приема пищи. Посещение магазина становится процессом. Поэтому мы не планируем останавливаться на достигнутом. В планах на следующий год открытие еще 14 магазинов и одного гипермаркета в Челябинске. В 2006-м планируем выход в регион. Планы велики, и мы, конечно, рассчитываем на дальнейшее конструктивное и плодотворное сотрудничество с лизинговыми операторами.