Край открытых дверей

Пермская область приготовилась к приему потока инвестиций в перерабатывающие и наукоемкие производства, инфраструктуру и малое предпринимательство

Пермская область относится к немногочисленным в нашей стране регионам-донорам. По показателю валового регионального продукта на душу населения она занимает 14 место из 89 субъектов федерации. По объемам промышленного производства Прикамье среди 14 регионов, входящих в состав Приволжского федерального округа (ПФО), стоит на пятом месте, а среди семи субъектов, участников Межрегиональной ассоциации "Большой Урал", - на четвертом (см. диаграммы на с. 6). В ПФО пермяки удерживают лидерство по уровню средней заработной платы, на второй позиции - по сумме сальдированной прибыли крупных и средних предприятий (после Татарстана) и денежному доходу на душу населения (после Самарской области). В ассоциации "Большой Урал" за Пермской областью - первое место по сумме инвестиций в основной капитал на душу населения, темпам роста ввода жилья и динамике увеличения доходов консолидированного бюджета; второе - по доходам консолидированного бюджета на душу населения (после Челябинской области), среднедушевым денежным доходам и средней заработной плате (после Свердловской). Подробную статистику вы найдете на сайте www.perm.ru/finanses/ratings/ratingregions.

Столь значительными показателями Прикамье обязано прежде всего экспортерам. Почти половину региональной экономики формируют предприятия нефтегазовой, химической, нефтехимической, целлюлозно-бумажной промышленности, черной и цветной металлургии (см. диаграмму на с. 7).

Зияющие высоты

Природа щедро одарила пермский край: каждый квадратный километр территории оценивается по стоимости недр в 2 млн долларов - это один из наиболее высоких показателей в России. Но есть у этого счастливого обстоятельства и обратная сторона.

- После августа 1998-го и до 2001 года экспортно-ориентированные отрасли показали выдающиеся темпы роста, - объясняет вице-губернатор Пермской области по экономике и финансам Никита Белых. - Динамика прироста ВРП тогда существенно опережала среднероссийскую. Но с тех пор она снизилась: с 2001 года потенциал роста в этих отраслях оказался исчерпан. Если убрать благоприятную ценовую конъюнктуру на международных рынках, получим рост промышленного производства в пределах 4,5 - 5%. Именно такого роста ВРП мы ожидаем по итогам этого года. И это нас никак не устраивает.

Основная причина падения такова. Средний уровень загрузки прикамских предприятий равен 60 - 70%. На первый взгляд, возможности для внутреннего роста есть. Но при внимательном рассмотрении выясняется: относительно невысокий показатель складывается за счет предприятий-аутсайдеров (в основном машиностроительного профиля), загруженных лишь на 10 - 15%. Уровень загрузки производственных мощностей лидеров-экспортеров приближается к 90 - 100%. Они работают практически на пределе, и принципиально увеличить их загрузку невозможно.

- Кроме того, существенное влияние на динамику ВРП оказывают такие факторы, как интеграция крупнейших предприятий области в холдинговые структуры и перенос центров формирования прибыли за ее пределы, - добавляет Белых. - Это обещает нам в будущем рост на 2 - 3% в год, не больше. Он будет вызван последовательной модернизацией и расширением производства в ведущих отраслях. Но внедрение новых технологий приведет к снижению трудоемкости. Отрасли не смогут абсорбировать весь трудовой потенциал области, а это к слову, весьма квалифицированные кадры. Плюс сокращение освоенной сырьевой базы и возрастающие затраты на ее возобновление и добычу сырьевых ресурсов.

Таким образом, перед властями Пермской области в полный рост встала задача смены ориентиров промышленной политики. "Когда в 1998 году мы принимали закон о промышленной политике, мы выделили приоритетные и неприоритетные отрасли, - вспоминает депутат областного Законодательного собрания, генеральный директор ОАО "Пермтрансжелезобетон" Равкат Разутдинов. - Первым пошли преференции по налогам на прибыль и имущество. Через пять лет подвели итоги: серьезного ухудшения не случилось. Но кто возьмет на себя смелость сказать, что благодаря нашей промышленной политике? Ведь произошли существенные изменения на макроэкономическом уровне: девальвационный эффект дефолта поднял конкурентоспособность, выросли цены на нефть. Получается, что если мы останемся на тех же отраслевых приоритетах, однажды, не дай бог, экономика замрет. Так мы пришли к тому, что надо расставлять акценты не на отдельных отраслях, а на конкретных инвестиционных проектах, не важно, в какой отрасли".

Итак, надежды на достижение высоких темпов экономического роста пермяки связывают с перспективой расширенного воспроизводства и, следовательно, привлечения масштабных инвестиций извне.

По объективным причинам

Руководители областной администрации утверждают, что готовы рассматривать любые инвестиционные предложения. Но все-таки выделяют потенциальные точки роста: жилищное строительство, коммунальное обслуживание и производство сопутствующих материалов и оборудования; агропромышленный сектор и пищевую промышленность; деревообработку высокого передела и соответствующие отрасли машиностроения; транспортную инфраструктуру: дорожное строительство, реконструкцию водного пути, развитие воздушных и железнодорожных перевозок; связь и телекоммуникации; туризм и инфраструктуру гостеприимства; наукоемкие и высокотехнологичные производства с наибольшей добавленной стоимостью; малое предпринимательство. Среди приоритетных отраслей - машиностроение, металлургия, химия и нефтехимия.

Инвестиционная емкость экономических субъектов всех форм собственности Пермской области, по оценке обладминистрации, достигает 2 - 2,5 млрд долларов, объектов инфраструктуры - 6,5 млрд долларов.

Некоторые издержки региональной экономики (например, повышенное энергопотребление, недешевый кадровый ресурс) перекрываются объективными конкурентными преимуществами Прикамья. В их числе избыточная энергогенерация и, следовательно, конкурентоспособная цена энергоресурсов, высокая квалификация рабочей силы, наличие емкого рынка сбыта (и в самом Прикамье, и по соседству, в экономически развитых регионах Урала), сложная транспортная инфраструктура - железнодорожная, авиационная, водная, автомобильная, трубопроводная. Так, взлетно-посадочная полоса аэропорта Большое Савино в прошлом году претерпела капитальную реконструкцию и теперь может принимать любые типы воздушных судов.

Наконец, в наличии готовая инновационная инфраструктура в виде разветвленной сети профессионально-технических и высших учебных заведений, академических и отраслевых институтов, производственно-внедренческих площадок.

- Наиболее существенная проблема - разрыв между научным потенциалом и умением эффективно внедрять разработки, довести их до коммерческой стадии. Ученые испытывают затруднения с привлечением средств для развития и внедрения разработок. Чтобы решить эту проблему, мы планируем запустить инновационный процесс, - рассказывает Никита Белых. - Создали фонд содействия венчурным инвестициям, из которого софинансируем инновационные проекты на ранних стадиях, приобретая неконтрольный пакет акций. Обязательным условием нашего участия является присутствие в проекте управляющей компании, прошедшей аккредитацию при фонде. Таким образом, мы даем профессиональным менеджерам в доверительное управление ресурс для реализации инновационного проекта.

Все, что в наших силах

Последняя инициатива - важная, но небольшая составляющая комплекса разнообразных мер, предпринимаемых областными властями ради создания общих благоприятных условий для ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности региона. Эти условия формируются в двух принципиальных плоскостях - путем сокращения издержек на ведение предпринимательской деятельности и снижения инвестиционных рисков.

В области установлены льготы активно инвестирующим предприятиям по налогам на прибыль и на имущество. Таким образом, только в этом году предприятия сэкономят более 500 млн рублей. Заинтересованность в становлении малого бизнеса областные власти наглядно продемонстрировали еще в 2002-м: отменили налог с продаж на два года раньше, чем в целом по стране. Сегодня малый бизнес опекается и системой понижающих корректирующих коэффициентов.

В Прикамье одни из самых низких в стране ставки выкупа земель - в среднем 50% от среднероссийских. По итогам прошлого года предприятия сэкономили на этом 250 млн рублей.

Тарифная политика направлена на сдерживание роста цен на услуги естественных монополий, ликвидацию перекрестного субсидирования. Так, если в целом по России тарифы на электроэнергию за последние четыре года поднялись в 2,1 раза, то в Пермской области - в 1,8 раза. При утверждении тарифов применяется принцип, когда темпы их роста не превышают темпов инфляции, а также темпов роста отпускных тарифов с ФОРЭМ и оптовых цен на газ. Разработаны прозрачные правила выхода крупных промышленных потребителей на ФОРЭМ, и этим правом уже воспользовались четыре предприятия. Устраненный объем перекрестного субсидирования по итогам 2003 года составил 400 млн рублей. Цель снижения энергетических тарифов преследует и инвестиционное соглашение, заключенное с РАО ЕЭС, предполагающее выделение на реконструкцию и модернизацию объектов энергетики 1,8 млрд рублей.

Совершенствованию инфраструктуры в Пермской области вообще уделяется приоритетное внимание. В 2005 году, по сравнению с текущим, бюджетные ассигнования на строительство и капремонт дорог вырастут вдвое, перевалив за 4 млрд рублей. Предстоит закончить строительство моста через Каму (коридор Европа - Азия), который выведет транзит за пределы Перми и разгрузит федеральную трассу. Строительство областного участка федеральной дороги на Ханты-Мансийск увеличит товарооборот с богатым нефтяным регионом, а трассы на Сыктывкар - облегчит освоение лесных запасов.

К барьеру

И.о. губернатора Пермской области Олег Чиркунов заявил: "Упрощение процедур лицензирования, сокращение избыточных контрольных и надзорных функций, прозрачные процедуры доступа к государственной и муниципальной собственности, делегирование значительной части подобных функций саморегулируемым организациям, отказ государства от несвойственных ему функций, создание тем самым новых рынков, до сегодняшнего дня фактически монополизированных, освобождение их для эффективного предпринимателя, для частной инициативы - вот что искоренит почву для взяточничества со стороны надзорных органов".

В соответствии с этой декларацией в Пермской области законодательно закреплены принципы оказания господдержки, направленные на снижение инвестиционных рисков: объективность и экономическая обоснованность; сбалансированность государственных, общественных и частных интересов; гласность в обсуждении инвестиционных проектов, открытость и доступность информации, необходимой для получения преференций; обеспечение равных прав инвесторов. "Частные и государственные собственники равны перед лицом государственной власти. В соответствии с конституцией России не может быть предоставлено никаких преференций по признаку формы собственности. Инвесторы должны быть убеждены, что в Пермской области власть не вмешивается в их внутренние дела. Это послужит для них дополнительной гарантией",- заявил Чиркунов в программном выступлении перед областным Законодательным собранием по итогам первых ста губернаторских дней в июне этого года.

Порог вхождения в систему бюджетной поддержки - 300 млн рублей вложений в организацию нового или модернизацию и расширение действующего производства. Взамен инвестору на конкурсной основе предоставляются инструменты: погашение процентов по кредитам российских банков, облигационным займам, лизинговым платежам, покрытие расходов на страхование рисков, обучение персонала, развитие инженерной инфраструктуры проекта. Более того, вам по желанию подберут транспортно доступный земельный участок с необходимой инфраструктурой. В областной бюджет содействия инвестициям "заряжено" более 500 млн рублей.

Под началом вице-губернатора Никиты Белых действует региональное Агентство содействия инвестициям. Его обязанности: поиск инвесторов, обучение предпринимателей, составление и экспертиза инвестиционных проектов - с одной стороны, информационное и организационное сопровождение инвесторов - с другой.

Сор - из избы

В пермской обладминистрации справедливо рассуждают: непременное условие и генеральный результат экономического роста - это повышение качества жизни населения. Именно оно согласно Стратегии социально-экономического развития Пермской области провозглашено целью экономического развития. "Индикаторами мы выделили такие показатели, как реальные доходы и расходы населения, его обеспеченность жильем, уровень образования и квалификация, состояние здоровья и окружающей среды, условия труда", - объясняет Аркадий Кац, председатель губернаторского Экономического совета, разработавшего методику диагностирования регионального развития.

Беспристрастный анализ показывает: да, Пермская область - лидер среди субъектов ПФО и Урала по среднедушевым расходам на образование, культуру, социальное обеспечение, здравоохранение и правоохранительную деятельность. Между тем регион заметно отстает на фоне России по продолжительности жизни граждан и столь же заметно впереди по уровню заболеваемости, смертности, преступности. Значит, делает вывод пермская власть, высокий потенциал области не трансформируется в соответствующее качество жизни. Так родилась региональная программа повышения эффективности государственного управления общественными финансами (подробнее см. www.perm.ru/finases/finanses/progreform).

Вот как описал ее суть Олег Чиркунов в уже упоминавшемся докладе Законодательному собранию:

- У нас остается огромный и во многом неэффективный сектор государства. В отраслях бюджетной сферы сложилась ситуация, когда средства расходуются по инерции, на основании принципа "от достигнутого", без комплексного взгляда на проблему. Очень многие государственные организации привыкли к постоянному финансированию независимо от качества услуг. И возникает абсурдная ситуация - человек вынужден просить, платить деньги за то, что ему гарантировано государством. Это уютное и выгодное состояние. Но не для жителей, а для чиновников. Поэтому мы будем переходить на подушевое финансирование по многим услугам. Уверен, что у многих государственных организаций уже появились конкуренты. И если частные компании могут за те же деньги обеспечить больше услуг и лучшего качества, мы будем финансировать их. Государство распределяет деньги и контролирует качество услуг. Финансироваться будут не затраты, а конкретные результаты. Это даст возможность эффективнее тратить средства налогоплательщиков. Именно достигнутые результаты станут основой оценки деятельности администрации и эффективности бюджетных расходов. Мы должны четко понимать, к какому результату приводит каждый потраченный рубль. У каждого - от губернатора до отдельных сотрудников администрации - появятся ясные критерии эффективности работы. И во многом от этих критериев будет зависеть зарплата чиновников, а не от стажа их работы и возраста.

Подводя журналистский итог стараниям руководителей Пермской области в деле повышения инвестиционной привлекательности региона и качества жизни населения, приведем точку зрения представителя президента в ПФО Сергея Кириенко: "Можно выделить три этапа развития региона. На первом проходит своеобразное наведение порядка, оптимизация использования имеющихся ресурсов. Вторая стадия - повышение инвестиционной привлекательности региона. По этому показателю Пермская область находится в первой пятерке среди субъектов Приволжского ФО. Третий этап - когда регион становится субъектом стратегирования, то есть самостоятельно определяет для себя приоритеты и точки роста. Именно здесь в настоящее время и находится Прикамье".