Куклы от кутюр покоряют кошельки и души
Мода на приобретение и коллекционирование кукол, лихорадящая мир уже более десяти лет, добралась до Урала. Правда, если у нас кукольное солнце только восходит, то в европейских странах эта мода уже катится к закату.
Впрочем, ценность и неповторимое очарование изделий ручной работы не сгинут никогда. Просто у моды есть свои недостатки. Как считает член Британской ассоциации художников по куклам и обладательница самой большой в Екатеринбурге (более двух тысяч игрушек) кукольной коллекции Елена Лисина, кукол в мире сотворено столько, что коллекционеры растерялись и насытились ими. На ежегодном дефиле, которое обычно проводит в Америке международная федерация клубов коллекционеров кукол, выставляются миллионы игрушек, сотворенных лишь в единственном экземпляре. И все они готовы продаваться.
Тропою папы Карло
Нашим краям подобное нашествие пока не грозит. Но кукольный маховик раскручивается с удивительной скоростью. Еще лет пять назад самошитая кукла была большой редкостью даже для Екатеринбурга, считающегося ныне центром развития авторских игрушек. Куклы создавались для профессиональных целей - как реквизит кукольного театра или экспонат фольклорного музея. Сейчас же игрушки для взрослых массово выходят в люди.
На последней екатеринбургской летней выставке авторских кукол выставлялось до пятидесяти работ различных авторов, а на грядущем в начале декабря рождественском кукольном дефиле уже сотни игрушек от кутюр будут ждать своих покупателей.
Вместе с модой приходит и новая кукольная идеология. Советский взгляд на игрушку как средство умственного развития детворы крушится. Пусть не до основания, но до пупка точно. Кукла отныне - творение искусства, эксклюзивный хранитель домашних ценностей и сама ценность в тряпичной плоти. Потому и цена у нее должна быть соответствующей.
Самая дорогая кукла, которую видела Елена Лисина, стоила 30 тысяч долларов. И это далеко не предел. Брюс Уиллис подарил своей жене куклу ценой в 55 тыс. долларов.
Покойная принцесса Диана продала свою коллекцию кукол за 4,5 млн долларов и передала деньги в пользу неимущих детей. Многие из них теперь обеспечены на всю жизнь. Понятно почему там приобретение кукол считается таким же выгодным вложением капитала, как и коллекционирование картин.
У нас о капитале пока говорить сложно. В Екатеринбурге, по некоторым данным, живет всего шесть коллекционеров авторской игрушки. Как ни странно, но все они тщательно скрывают не только свою коллекцию, но и свои недетские пристрастия. О существовании коллекций кукол в узком кругу узнают из косвенных источников. Дескать, один известный бывший спортсмен строит загородный коттедж, где оборудуют специальные ниши для хранения кукол. Возможно, такая скрытность связана с тем, что пока коллекционеры достаточно снисходительно смотрят на работы уральских мастеров. И предпочитают не мелочиться на местных авторов, а покупать за границей дорогие игрушки с именем. Чтобы не рисковать кукольным капиталом.
Завоевать имя в кукольном искусстве очень сложно. С определением истинных гениев среди мастеров заморочек больше, чем у художников. Есть, конечно, в кукольном мире известные имена творцов игрушек, но новоявленному папе Карло выйти на большой рынок не удастся.
К примеру, для того чтобы вступить во всемирную федерацию коллекционеров кукол и иметь право выставлять работы на международном уровне, необходимо доказать продаваемость своих творений. Предоставить в совет федерации официальный документ, подтверждающий, что за сделанные вами куклы выложили деньги не родственники и не знакомые, а совершенно посторонние люди. Также привести слайды, демонстрирующие весь процесс создания игрушки.
Из пяти десятков уральских творцов кукол только трое - Наталья Юркина и Елена Лисина из Екатеринбурга, а также Ирина Чиркова из Нижнего Тагила - сумели пробиться сквозь забугорные препоны.
Шарик Шарику рознь
Свое сито, Уральскую ассоциацию художников по куклам, создали и в Екатеринбурге. Как уверена Елена Лисина в условиях назревающего кукольного бума подобный творческий союз просто необходим. В том числе и для того, чтоб отделить зерна от плевел. Ведь не все игрушки, созданные своими руками, имеют право носить гордое звание художественных творений. Справок о личности покупателей и документальных доказательств мастерства рук в ассоциации не требуют, но за неповторимостью стиля блюдут зорко. Даже аккуратно сшитая игрушка - не всегда творение искусства, таковым она становится только приобретя неповторимую индивидуальность. Как предупреждает сказочная няня Мэри Поппинс: "Шарик Шарику рознь".
"Я не собираюсь соревноваться с Богом, - уверяла нас мастерица из Челябинска Елена Хохлович. - Потому, что никогда не смогу оживить своих человечков". Человечки от Хохлович с тряпочными тельцами, деревянными ручками и головками из папье-маше уже поселились в Испании, Чехии и очень успешно обжили Екатеринбург. Стоило ей только привезти в наш город свою коллекцию и выставить в Атриум Палас Отеле, как все человечки разошлись на ура. При том, что средняя цена на игрушку стартовала от 200 долларов.
Успех челябинского мастера объясняли по-разному. В создаваемых Хохлович игрушках очень много от народного избяного творчества: тельца игрушек вытканы из половичков, навешано множество символов-оберегов. Да и головки для кукол Хохлович сделаны не из аристократичного фарфора, а из простенького папье-маше. Но мятая бумага по-ювелирному точно, до малейших складочек и ямочек на щеках передает линии лица.
Как ни странно, именно избяной привкус творимых кукол помешал Елене Хохлович покорить Москву. Ни одна из привезенных ей в столицу авторских работ не продалась. В разочаровании Елена сейчас прекратила человекотворение.
Шалтай-болтай
- О Москву обжигаются очень многие местные мастера, - с огорчением признается Елена Лисина. - Не потому, что их работы плохие. Наоборот, они очень милые, душевные, домашние. Так и хочется прижать эту куклу к сердцу. Но столица любит лоск. Любит, чтобы куклы до кончика ногтей копировали людей. Причем, никаких тряпичных половичков и бумажных личиков: там ценится фарфор, винил, пластик. Я считаю, что при такой оценке творения многие не замечают душу куклы. Парадоксально, но за душевной игрушкой знающие ситуацию иностранцы едут к нам на Урал.
Уральская художница Надежда Кононова - одна из немногих, кому удалось приручить даже Москву. Творит она из пластика, и главным хитом считаются кононовские ангелы. С ангелов и началась кукольная карьера этой бывшей создательницы мультфильмов. Настал момент, когда от мультфильмов Надежда устала и начала лепить кукол для души. Первым душевным оказался замотанный жизнью ангел. Он, опустив крылышки, сидел на грешной земле и мечтал об отпуске. Одного такого крылатого в галереях столицы покупатели приобрели за 500 долларов. Для художника из провинции - весомая оценка труда.
На местном рынке такие цены на куклы все-таки считаются высокими. Художнику приходится приспосабливаться не только к провинциальному менталитету, но и к толщине кошелька большей части населения. Потому у нас царит полный шалтай-болтай. Авторскую игрушку можно запросто приобрести даже по цене ниже китайской игрушки. Стоимость кукол от кутюр колеблется в Екатеринбурге от 200 до 6000 рублей.
Цену определяет на глазок сам автор. Никаких иных критериев, установленных художественными комитетами или авторитетами, не существует. Складывается начальная стоимость почти по Марксу: затраченные на создание игрушки время и материалы умножаются на самооценку творца. Согласиться с этим или поторговаться можно только в том случае, если вы вышли напрямую на автора.
Если же вы увидели желанную куклу в художественном салоне (уважают кукольников галереи "Вдохновение", "Ноев Ковчег", а также несколько мебельных интерьерных центров), то придется смириться с ситуацией и выкладывать запрошенные купюры. Только при этом стоит учитывать, что за вывод куклы в люди салон набрасывает немалую наценку. В Екатеринбурге обычно она составляет 70% от стоимости игрушки. Это по-божески, если учитывать, что в московских галереях выставляют двойную стоимость изделия.
Места знать надо
Заниматься рекламой своих творений екатеринбургские кукольники начали примерно полгода назад. Они выпустили красочный буклет с представлением и домашними телефонами основных мастеров. Практически везде указано, что автор делает куклы на заказ: стоит только позвонить по указанному телефону и описать желаемую игрушку. Пока у ассоциации нет своего выставочного зала или хотя бы небольшой кукольной лавки, и выкладываются буклеты на публику обычно во время выставок.
Но к подобному индивидуальному подходу уральские ценители рукодельного творчества, видимо, еще не готовы. И даже после выхода буклета заказы на мастеров не посыпались, как из рога изобилия.
Технарь по образованию Татьяна Македонская оказалась в числе тех счастливчиков, к которым заказчики проторили-таки дорожку. Татьяна создает текстильные куклы, то есть сделанные исключительно из тряпочек, потому и цена их радует покупателей незначительным количеством нулей. И даже на ум не приходит предположение, насколько хлопотно сделать подобный пустячок: подобрать трикотаж под цвет человеческой кожи, придать тряпичному личику светлое выражение и индивидуальный характер. Ведь главное, по убеждению Татьяны Македонской, передать вместе с куклой покупателю то добро, которое несет в себе новорожденная игрушка.
Растущее из детства убеждение, что злобных кукол не бывает, создатели авторских игрушек опровергают на корню. Они-то знают, что у каждой куклы свой нрав. И если вы сразу чем-то не понравились кукле Маше, она найдет способ высказать свое "фи": будет отовсюду падать, мешаться под ногами и вытворять в доме всяческие чрезвычайности.
Так что к выбору авторских кукол лучше подходить серьезно. Ручная работа не терпит суеты. Пусть пупсики штампуются тиражами, а куклы от кутюр - забава для умных взрослых, способных заплатить за свои фантазии. И за то, что они не доиграли в детстве.