Линии судьбы Анжелики Виноградовой

Олег Власов
6 декабря 2004, 00:00
  Урал

Лицо и голос Анжелики Виноградовой знакомы многим: с 1991 года она работала диктором на Свердловском областном телевидении

и радио. Реформы "похоронили" сначала отдел дикторов, а затем и ее авторскую программу - поздравительный концерт по заявкам телезрителей "Каравай". Так два года назад Виноградова исчезла из эфира. Впрочем, ее профессионализм остается востребованным: любимицу публики часто приглашают выступить в роли ведущей концертов и особо торжественных программ. Но теперь это - все-таки хобби. Главным же для Анжелики сегодня стал созданный ее мужем Владиславом Назаровым Уральский финансово-юридический институт, где она занимает пост президента совета вуза.


Анжелика Виноградова

Она - обаятельная, искренняя, потрясающе жизнерадостная, жизнелюбивая женщина и успешная бизнес-леди. Другими словами - идеальная героиня для новогоднего интервью.

...Накануне разговора с Анжеликой Виноградовой у меня должна была состояться деловая встреча. Человек, ее назначивший, увы, так и не появился. Более получаса я пытался вызвонить его, но женский голос в телефоне снова и снова констатировал: "Абонент временно недоступен. Попробуйте позвонить позже". Каждый раз, когда звучала эта стандартная фраза, возникало ощущение, что интонации мне давно и хорошо знакомы. В конце концов я сообразил, что это голос "той самой Виноградовой". Так определился первый вопрос в разговоре со звездой.

О голосе сотовой связи

- Так это ваш голос слышат абоненты, когда не могут дозвониться до нужного человека?

- Мой. В 1996 году, когда сотовая связь только начиналась, одна из компаний попросила меня начитать несколько фраз для того, чтобы использовать их на автоответчике. Я пришла в студию и начитала эти фразы. Их оказалось, между прочим, более 70. На записи очень старалась, текст читала долго. Поэтому производственный процесс был продолжительным. Зато и результат "работает" так много лет(смеется) . Говорят, теперь мой голос звучит в сотовых телефонах и в других городах. Мне рассказывали, что слышали его, например, в Ростове-на-Дону.

- А как часто ваш голос отвечает вам?

- Бывает... Множество смешных ситуаций было сразу после того, как только мой голос "включили". Не все же сразу поняли, что это именно запись! У меня самой как раз тогда появился сотовый телефон. И вот мне звонят друзья и с укоризной говорят: почему это ты говоришь, что тебя нет, и кладешь трубку?! Конечно, я им честно все объясняла, но верили в абсолютную правду далеко не все. Но со временем все разобрались что к чему. Привыкли.

Я спокойно отношусь к тому, что отвечаю сама себе. Но когда я не могу до мужа дозвониться, и мой собственный голос советует мне, его жене, попробовать позвонить позже, все-таки нервничаю.

О телевидении

- Сейчас очень много лиц "из телевизора": много каналов, много программ. Но вас по-прежнему узнают на улице. Как вы это воспринимаете?

- С благодарностью. Спасибо людям, которые помнят и любят меня. Когда ко мне подходят на улице, в магазине или где-то еще и здороваются, спрашивают о чем-то, я с удовольствием общаюсь, отвечаю на вопросы. Не понимаю людей, которые с экрана клянутся в любви к зрителям, а вне экрана сетуют: "Как они мне надоели!". Естественно, возникает вопрос: зачем тогда работать? Если все надоели, сиди дома. Убеждена: любая актриса с любым человеком должна встречаться с радостью. Это - часть профессии.

- В то время, когда складывалась ваша карьера в эфире, на радио и тем более на телевидение попасть было чрезвычайно сложно. Вы смогли стать лицом Свердловского областного телевидения на целые десять лет. Как все начиналось?

- Моя мама работала помощником режиссера на телевидении. Естественно, я часто была рядом с ней. Меня привлекали к участию в передачах, сначала детских. И как-то так пошло - все вперед, и вперед, и вперед.

Я была влюблена в экран! В детстве уже поняла, что без него жить не могу. Когда мне было 12 лет, вела передачу "15 минут по-чешски". Тогда существовали образовательные программы - помните, математика, физика, иностранные языки? - и наша передача тоже задумывалась как очень серьезная, "умная". А я умоляла начальство: "Не надо много учить! Давайте лучше мультик покажем!". Представляете, я, ребенок, настаивала - и мне шли навстречу! И показывали-таки мультик!

- "Лелек и Болек"?

- Нет, "Лелек и Болек" - это польский фильм. А мы показывали "Крашенылик и Вахамурко"(название Анжелика произносит "очень по-чешски") . За эту передачу обком партии наградил меня бесплатной путевкой в Чехию, и я целый месяц провела в этой стране. Можно сказать, это была первая награда, полученная за работу на телевидении. После школы окончила театральный институт и получила приглашение работать на телевидении.

- Получается сказка про Золушку... Но то, что внешне кажется красивым и легким, вряд ли дается просто так.

- Телевидение - это труд. Раньше до эфира на СГТРК (Свердловская государственная телерадиовещательная компания. - Ред.) допускались только 12 человек. И добиться места среди этих 12 человек было очень трудно. Так что труд - условие обязательное. И еще - любовь! Любовь к зрителю, к профессии. Всегда повторяю: мне очень жаль людей, которые не любят свою работу. Для меня работа - это жизнь. Конечно, должно быть гармоничное сочетание - работа, дом, семья.

- Спросите любого экономически активного человека, и он вам скажет: обеспечить это гармоничное сочетание невозможно. Приходится выбирать: или - или. Где же выход?

- Я не знаю... (Задумывается) Если чего-то хочешь добиться, не нужно себя жалеть. Тогда, наверное, удастся найти оптимальный жизненный баланс. И не придется жертвовать одним во имя другого.

- Когда вы поняли, что не нужны больше телевидению?

- Не нужно было ничего понимать. Нам просто не давали работать. В один прекрасный день новый председатель телерадиокомпании запретил принимать заявки в программу "Каравай". Хотя к тому времени мы с Владом (муж Анжелики Владислав Назаров в свое время оставил работу в прокуратуре и перешел работать на ТВ, чтобы быть ближе к любимой женщине; был соведущим программы "Каравай". - Ред.) уже оборудовали свою студию, купили собственную осветительную аппаратуру, камеру... Но новому руководству хотелось делать программу по заказам руководителей предприятий. Понятно, за совсем другие деньги (заявка от частного лица стоила 300 рублей). А мы считали, что наша программа - социальная, и ее нужно сохранить именно в таком виде. Вдумайтесь: за девять лет существования программы мы рассказали в ней более чем о 15 тысячах семей! Некоторые писали: не нужно никакого подарка к дню рождения - пусть только прозвучит поздравление в "Каравае".

- Неужели зрители не предприняли попыток отстоять любимую программу?

- Были звонки, но руководство отвечало, что программа закрыта из-за болезни Анжелики Виноградовой. Я так "болела" почти год. Господи, что же со мной случилось-то такое?! Не собираюсь я болеть! Не дождутся! (смеется) .

- Вам было обидно?

- Конечно, в тот момент было тяжело. Наш "Каравай" мы "пекли" сердцем. Но как раз тогда мы с мужем вовсю занимались институтом, и та энергия, которая оказалась не нужной телевидению, очень пригодилась. Уральский финансово-юридический институт работает уже четырнадцатый год и, на мой взгляд, работает эффективно. Кстати, в будущем году мы заканчиваем строительство нового здания и, возможно, в нем будет телестудия. Так что не будем ставить в моей телевизионной судьбе точку - поставим многоточие.

Об институте

- Вы - президент попечительского совета вуза. В чем заключаются ваши функции?

- Я занимаюсь созданием и поддержанием в институте хорошей, гармоничной атмосферы. Особой ауры, в которой приятно работать и учиться.

- Той самой гармоничной атмосферы, которой зачастую не хватает бизнесу?

- Вы знаете, мне не нравится слово "бизнес". Тем более по отношению к институту - он для меня как ребенок. Кстати, моя дочь Виолетта, ей недавно исполнилось 17 лет, сейчас заканчивает 11-й класс и параллельно учится в нашем институте.

- И это тоже показатель качества работы, раз уж вы своего ребенка "доверили" институту?

- А как же! У нас есть успехи, в том числе в федеральном масштабе: постоянно же проводятся конкурсы, составляются рейтинги... Это все очень важно. Но у нас есть и особые достижения. В институте два студенческих педагогических отряда, а насколько я знаю, ни один местный негосударственный вуз студенческих отрядов не имеет. Тем более - двух. А наши студотряды востребованы: летом они работают и в городе, и в области. Я слышу о них только хорошие отзывы. Конечно, это приятно.

- А кто в вашей семье принимает принципиальные решения, касающиеся института?

- Муж, конечно! Ему по статусу положено, он ректор.

- Спорите?

- Бывает. И спорим, и ссоримся - по работе. И даже конфликты случаются. Это неизбежно и поэтому нормально. А как же без них?! В споре рождается истина. Я заметила: дома за ужином иногда вопросы решаются быстрее и эффективнее, чем в кабинете.

- Есть у вас мечта?

- Я хочу, чтобы по статусу наш институт был как Оксфорд.

- Смело. А вам не кажется, что условия для становления вузов подобного статуса в нашей стране еще не созданы?

- Согласна. Более того, я понимаю, что для реализации моей мечты нужны не годы даже - столетия. Но сегодня мне ничто не мешает вкладывать душу в любимое дело. Стараться сделать так, чтобы все было идеально. В новом здании, где сейчас идут отделочные работы, будет все необходимое для обеспечения учебного процесса и отдыха студентов.

О Новом годе

- В отпуск не собираетесь?

- Было время, когда мы как раз в декабре старались вырваться отдохнуть в теплые страны, туда, где лето. А в последние годы мы уже "приросли" к институту и остаемся здесь, потому что это бросить нельзя. Не до отдыха. У нас же сессия!

- Что для вас Новый год?

- Самый яркий, самый любимый праздник. Он напоминает детство. Новый год для меня - это моя семья. Мне всегда хочется, чтобы в этот день рядом были все родные. До сих пор с трепетом воспринимаю бой курантов в новогоднюю полночь и каждый год в этот момент загадываю желание.

- И оно исполняется?

- Я на Луну лететь не хочу(смеется) . Те желания, которые загадываю, судьбе исполнить вполне по силам. Да и сама я судьбе помогаю.

- Специальный вопрос - с учетом идеологии журнала. Есть ли у вас самая любимая вещь?

-(Задумывается) . Мне кажется, что любовь - самое главное. Это очень емкое слово. Без любви, на мой взгляд, невозможно содержать в порядке ни семью, ни дом, ни работу. Нужно просто любить. Любить искренне.

Фото из архива Анжелики Виноградовой