Инвестиционная стагнация

Игорь Степанов
13 декабря 2004, 00:00
  Урал

Основные перспективы уральской экономики связаны с машиностроением. Развитию отрасли препятствует несовершенство механизмов финансирования инвестиционных проектов

В ноября на форуме в городе Трехгорном Челябинской области собрались предприниматели: как уже участвующие в инвестиционном процессе, так и заинтересованные в представлении своих проектов.

Организаторы сделали акцент на вариантах инвестиций в УрФО вообще и в инфраструктурные проекты, туристический бизнес Челябинской области, в частности. На круглом столе, посвященном привлечению инвестиций, обсуждалось, например, развитие горнолыжных курортов Южного Урала: за последние четыре года их построено около двадцати.

Иностранные гости (в основном представители посольств и консульств стран Восточной Европы) дали высокую оценку потенциалу уральского туристического бизнеса, однако о крупных проектах не заявили. Их присутствие на форуме оказалось скорее визитом вежливости или проявлением любопытства. Впрочем, считают представители областного правительства, подобные мероприятия все равно полезны для экономики.

Динамика инвестиций в основной капитал в Челябинской области - самая высокая

в УрФО. За десять месяцев этого года они выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 41,4% и достигли 36,6 млрд рублей. По объему инвестиций область занимает седьмое место в России. Их приходится 5830 рублей на душу населения: в УрФО этот показатель лучше только у Тюменской области (с учетом ЯНАО и ХМАО). Однако объем прямых иностранных инвестиций в округ ничтожно мал: 99,9% кредитов приходится на торговые и другие (предоплату по экспортным контрактам), что отражается в статотчетности как "прочие".

В целом, отметил председатель экономического комитета ассоциации "Большой Урал" Сергей Воздвиженский, на Урале наблюдается инвестиционная стагнация. Если Челябинская и Свердловская области демонстрируют неплохие показатели (41 и 26% роста соответственно), то Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа резко снизили объемы. Основная причина в том, что газовики и нефтяники не вкладывают деньги в разведку и разработку новых месторождений. Объемы бурения и геологоразведочных работ сократились в десять раз. Потенциала старых месторождений хватит на 3 - 5 лет. Между тем на Ямале, например, ждет реализации перспективный проект производства сжиженного газа, интерес к которому проявляют американские компании. Инвестиционный спад в ТЭК неизбежно отразится на металлургии и машиностроении.

Инвестпрограмма Магнитогорского металлургического комбината на 2004 - 2005 годы оценивается в 12 млрд рублей. ЧТПЗ в 2004 году должен был вложить в модернизацию 5,5 млрд рублей, в будущем - более 9 млрд рублей. Челябинский металлургический комбинат собирался направить в этом году на реконструкцию более 4 млрд рублей.

Основные перспективы уральской экономики, полагает Сергей Воздвиженский, связаны все-таки с машиностроением. Развитию отрасли препятствует несовершенство механизмов финансирования инвестиционных проектов. Характерный пример: Магнитогорский меткомбинат заказывает машину непрерывной разливки стали на уральском предприятии (УЗТМ), а Нижнетагильский металлургический комбинат - у австрийской компании. Дело в том, что предоставление связанных кредитов иностранцами делает их предложения более выгодными. Наша финансовая система в этом плане менее гибкая. Президент челябинской региональной организации работодателей "ПромАсс", депутат Госдумы РФ Валерий Панов сообщил, что ведет переговоры с представителями европейской и американской бизнес-элит о привлечении в экономику области несвязанных кредитных ресурсов, не предполагающих залог или обязательства по приобретению оборудования определенного производителя.

Челябинск