Сделай сам

20 декабря 2004, 00:00
  Урал

Бурное обсуждение формул организации оборонных холдингов постепенно уступает место разработке самостоятельных производственных и маркетинговых стратегий предприятий

Cогласно правительственным планам реформирования оборонно-промышленного комплекса, провозглашенным три года назад, к 2006 году количество оборонных предприятий должно сократиться с 1700 до 900, из них будут образованы около 50 государственных холдингов. Предполагалось, что таким образом удастся перейти от распыления гособоронзаказа к концентрации ресурсов на производстве конкурентоспособной продукции, пригодной для оснащения национальных вооруженных сил и экспорта.

Теперь можно утверждать: планам правительства к заявленному сроку сбыться не суждено. Главный идеолог реформы Илья Клебанов, настаивающий на деприватизации оборонных предприятий в зачет государственной интеллектуальной собственности, перешел из правительства в президентские полпреды. В марте грянула структурная перетряска правительства. Плюс - стабильно растущие бюджетные доходы позволяют государству значительно увеличить гособоронзаказ, рассчитаться с оборонщиками по долгам прошлых лет. Федеральное агентство по гособоронзаказу обещает привлечь директорат к разработке долгосрочной программы вооружений, перейти на трехлетнее планирование заказа (что позволит более четко организовывать производство), увеличить авансирование выпуска военной техники, финансировать НИОКР, добиться снижения налогового бремени на оборонные предприятия. На этом фоне полемика по поводу принципов организации государственных оборонных холдингов заметно поутихла. Принципиальные вопросы - как увязать в одной структуре предприятия частной и государственной форм собственности, конкурирующие между собой конструкторские школы, избежать закабаления смежников головными предприятиями - остались не решены. Не исключено, что в отсутствие законодательно оформленных компромиссов реформа ограничится ревизией предприятий, проведением тендеров среди избранных и заключением контрактов. Как сложится судьба тех, кто останется за рамками госзаказа (в ином варианте - государственных холдингов), так и неясно. А это сотни заводов, градообразующих в том числе.

Не дожидаясь государства, в условиях поднимающихся тарифов на услуги естественных монополий и цен на металлы, руководители наиболее продвинутых предприятий самостоятельно реализуют управленческие, маркетинговые, производственные стратегии, в основном нацеленные на выпуск гражданской продукции для нужд ведущих и развивающихся отраслей - нефтегазовой, энергетической, жилищно-коммунальной, транспортной. Переходят от "натурального хозяйства" к специализации и кооперации, выделяют или выводят на аутсорсинг непрофильные производства, организуют инжиниринговые центры. Сэкономленные средства инвестируют в проведение маркетинговых исследований, НИОКР, модернизацию фондов, подготовку и переобучение кадров, внедрение корпоративных информационных систем управления, организацию послепродажного обслуживания и так далее. Не случайно переговоры участников создаваемого Уральского бронетанкового холдинга (в том числе Уралвагонзавода, Челябинского тракторного завода, " Электромашины", Уральского КБ тяжелого машиностроения, Уралтрансмаша, Уралкриомаша, УралНИТИ, Каменск-Уральского литейного завода, Уральского завода РТИ) начались с обсуждения товарного ряда будущего холдинга и востребованности переделов отдельных его предприятий.

Кооперационные связи уральских предприятий ОПК выходят и за пределы России. Так, Уральский оптико-механический завод (в системе НПЦ "Технокомплекс") поставляет системы оптического наблюдения одному из мировых лидеров в производстве легких самолетов - австрийской компании Diamond Aircraft Industries. Челябинский тракторный вынашивает планы организации СП в Эфиопии (оно займется сборкой бульдозеров) и совместно с Уралвагонзаводом в Индии (сборочное производство танков Т90С).

Благодаря проведению комплексных антикризисных мер руководители успешных предприятий ОПК вне зависимости от формы собственности уже не видят ничего страшного в том, если гособоронзаказ будет загружать производство лишь на 25 - 30%.

Последняя инициатива правительства: государственный экспортер-монополист Росвооружение предлагает создать единую систему гособоронзаказа как для внутренних нужд, так и в интересах военно-технического сотрудничества с зарубежными странами. По мнению агентства, это позволит рационально увязывать текущие и долгосрочные программы создания современных образцов вооружений и техники. Достанет ли у государства гибкости в понимании того, что если не предоставить предприятиям относительную самостоятельность, чтобы набраться рыночного опыта, ему снова придется увеличить собственное бремя ответственности за судьбу отрасли?