Перейти к новой технологии формирования и исполнения бюджетов без создания систем информационной поддержки управленческих решений невозможно. Внедрение таких систем - тоже часть реформы. И процесс уже идет: финансовые органы давно увидели в этом потребность. "Насколько качественно составлен бюджет, настолько качественно он исполняется, меньше вносится изменений, корректировок. Поэтому мы пришли к мнению, что если уж появляются какие-то средства, то лучше направить их на приобретение новых технологий", - говорит начальник отдела автоматизации финансовых расчетов финансового управления Курганской области Петр Машников.
Министерство финансов Свердловской области еще в 2002 году поставило перед екатеринбургской компанией "Центр информационных финансовых технологий" задачу: найти техническое решение для многовариантного составления проекта бюджета, как того требуют законодательные органы власти. Разработанный в итоге продукт получил название САПФИР, бюджет области уже дважды (в 2003 и 2004 годах) верстался с его использованием. Какие требования предъявляют финансовые органы к разработчикам автоматизированных систем, готовы ли чиновники на местах применять новые подходы к организации бюджетного процесса, рассказывает начальник отдела бизнес-анализа и внедрения Центра Нэлли Грин.
Нэлли Грин
- Нэлли Михайловна, по роду деятельности вам приходится взаимодействовать со специалистами бюджетной сферы разных уровней. Готовы ли региональные структуры власти к реализации намеченных реформой мероприятий?
- Это сложный вопрос. С одной стороны, потребность в реформировании действительно назрела. С другой - люди уже привыкли к тому, что в этой сфере постоянно что-то совершенствуется, они говорят: "У нас самое постоянное - это изменения". Поэтому специалисты воспринимают реформу не как принципиально иной процесс, а как очередное новшество.
- И чем оно отличается от предыдущих?
- Реформа, которая идет сейчас, встраивается в систему общегосударственных перемен - реформу местного самоуправления, управления регионами, перераспределения расходных полномочий и доходных источников. Но сама реформа бюджетного процесса вторична по отношению к этим переменам. Главное - не то, как будет описан бюджетный процесс, а какими будут отношения между уровнями власти, как деньги будут зарабатываться и делиться.
- Одна из целей реформы бюджетного процесса - научить чиновников мыслить не категориями управления затратами, а считать результаты. Как можно посчитать экономический эффект в сфере исполнения бюджета?
- Я думаю, еще никто не понимает, как точно это будет выглядеть. В бюджетной сфере результаты оценить сложно. Реформа состоит из нескольких элементов, изменение законодательства - один из них. Но нужно еще провести реформы мотиваций и управления персоналом, информационного обеспечения, нужно научиться формулировать задачи. Например, определиться с тем, что такое услуги в бюджетной сфере, как их планировать и учитывать. А это весьма непросто. Не зря в Концепции эта позиция не сформулирована четко, дано лишь указание на усиление использования программно-целевых подходов. То есть обозначена некая дорога, по которой нужно идти. На федеральном и региональном уровнях создается немало целевых программ, и на данном этапе с ними можно работать, в том числе и в системе автоматизации планирования. Это еще не бюджетирование по результатам, но уже некий путь. Я думаю, этот подход будет активно развиваться. Остальное - пока на уровне экспериментов.
- А среднесрочное планирование?
- А вот среднесрочное планирование будет использоваться в большей мере, чем сейчас. И специалисты уже настраиваются на это. К нам из министерства финансов пришел запрос, можно ли настроить наш САПФИР на подготовку плана более чем на год. Значит, есть необходимость эту технологию использовать, за этот участок, видимо, будут сверху спрашивать более серьезно. И здесь реально что-то сделать только в условиях информационной системы, обеспечивающей многовариантные (многосценарные) расчеты.
- В чем сложность составления среднесрочных планов?
- Главный вопрос в том, как определить сценарии развития. Нужно понять, какая будет динамика, угадать ее хотя бы на три года и учесть во всех рекомендациях: предлагаемые методики расчета, стандарты исходят из того, что закономерности развития сохраняются в течение трех лет. Не должно быть резких изломов. Но мы в такой обстановке живем, когда ничего гарантировать нельзя. Поэтому построить план можно, вопрос в том, насколько он реален и как его выполнить.
- Предполагается, что качество бюджета повысится с переходом на казначейское исполнение. Это так?
- Кассовое исполнение бюджета федеральным казначейством - это прежде всего усиление механизма централизации финансовых потоков. Право распоряжаться ресурсами остается за определенным уровнем власти, но техническое проведение операций берет на себя система федерального казначейства. Наверное, в этой идее действительно есть смысл, централизация денежных потоков нужна. Но это очень трудоемкий процесс, требующий больших финансовых и интеллектуальных вложений.