марта в Екатеринбурге и Челябинске впервые прошли муниципальные выборы в соответствии с новой редакцией федерального закона о местном самоуправлении. Состав представительного органа Екатеринбурга увеличился с 27 до 35 депутатов, Челябинска - с 21 до 37 (города-миллионники теперь должны иметь в нем не менее 35 депутатов). В тот же день жители Челябинска выбирали главу города. В новом качестве: не как главу администрации города (по обновленному законодательству - сити-менеджера, избираемого депутатами гордумы), а как председателя городской думы (совмещать посты главы городской администрации и председателя муниципальной думы отныне запрещено).
И екатеринбургская, и челябинская думы обновились более чем наполовину. В первом случае мандаты сохранили лишь девять депутатов прежнего созыва, во втором - 11. Среди новых парламентариев много представителей среднего бизнеса. Главой Челябинска избран один из самых богатых людей Южного Урала, владелец агропромышленного объединения "Макфа" Михаил Юревич.
Нетворческий подход
В Екатеринбурге выборы прошли скучно и не привлекли внимания большей части электората. Явка составила 23%, при этом против всех проголосовало около 19% из принявших участие в выборах. В Челябинске, благодаря совмещению выборов депутатов гордумы и главы города, активность избирателей была выше: явка 42,7%. Что предопределило выбор проголосовавших избирателей?
В борьбе за мандаты депутатов городских дум активное участие приняли региональные отделения федеральных партий. В прошлые годы на выборах себя проявляли в основном местные общественно-политические организации, но в условиях централизации политической системы они перестают играть определяющую роль. В Екатеринбурге из 11 выдвиженцев от "Единой России" победили семь, в Челябинске из 19 - десять. Там же из 17 кандидатов, поддержанных Российской партией пенсионеров, депутатами стали девять. У остальных партий и коалиций результаты поскромнее. Из 21 кандидата, поддержанного свердловской партийной коалицией "Альтернатива" (Народная и Социал-демократическая партии, Партия пенсионеров, "Родина", Союз людей за образование и науку и "Яблоко"), выиграли только двое. В городскую думу Челябинска прошли по одному представителю Социал-демократической партии и "Яблока".
Принадлежность к партии не стала определяющим фактором победы: остальные кандидаты вели предвыборную кампанию без партийной поддержки. Несмотря на успешную статистику, нельзя говорить и о выигрыше "Единой России". Принадлежность к "партии власти" скорее мешала кандидатам, некоторые из них не торопились афишировать партийность, иначе пришлось бы оправдываться за принятие Госдумой непопулярных социальных законов. В Екатеринбурге один победивший кандидат, невзирая на членство в ЕР, выдвигался самостоятельно. Отметим и проигрыш теперь уже экс-главы Челябинска Вячеслава Тарасова, официально поддержанного "единороссами".
Программы кандидатов, как правило, копировали друг друга. Основные идеи - сохранение социальных льгот, контроль над использованием бюджетных средств и коммунальными тарифами, борьба с коррупцией, чистота дворов и подъездов - носили лозунговый (если не популистский) характер, вписывались в общероссийскую повестку и не вполне отражали местную специфику. Так что на исход выборов скорее влияли традиционные факторы: наличие харизмы, узнаваемость и, что особенно полезно населению, длительная работа с будущими избирателями. Те, кто начал обработку задолго до выборов, получил большие шансы на успех.
Смотри кому выгодно
Самый главный вывод из результатов состоявшихся выборов: за последние годы на Урале народилось поколение предпринимателей, осознавших свой интерес в политике. Конечно, парламентеры от бизнеса заседали в гордумах Екатеринбурга и Челябинска и в прежние времена. Но на этот раз попробовать себя в качестве политиков решили десятки новичков, которые еще несколько лет назад не задумывались над перспективой вхождения во власть.
В Екатеринбурге в борьбе за депутатский мандат участвовали 234 человека. Из них более ста - руководители частных компаний и фирм, их заместители и сотрудники среднего звена (юристы, инженеры). Аналогична ситуация в Челябинске: из 173 кандидатов порядка 90 либо возглавляют компании и фирмы, либо работают в них на руководящих должностях. Из 26 депутатов-дебютантов в екатеринбургской гордуме владельцев, директоров или сотрудников частных компаний - 16, в челябинской - 14.
В Екатеринбурге победу одержали сразу несколько владельцев и руководителей бизнеса из сферы торговли и услуг: Лев Ковпак, вице-президент ЗАО Супермаркет "Кировский"; Николай Лантух, директор ООО Компания "Юран"; Виктор Тестов, директор ЗАО "Таганское"; Рафаэль Шихов, генеральный директор ООО Торговая сеть "Кардинал"; Олег Хабибуллин, генеральный директор ООО Торговая сеть "Купец". В Челябинске, по наблюдениям директора Челябинского филиала Уральской академии госслужбы Сергея Зырянова, "особый интерес к мандатам депутатов городской думы имели представители строительного бизнеса, торговли и пищевой промышленности. Строители заинтересованы в распределении земельных участков, представители торговли - в более удобном размещении торговых точек, а пищевики - в льготах для бизнеса".
Полномочия депутата муниципальной думы не так велики, как полномочия депутата областного парламента и Госдумы. Как поясняет начальник управления по координации внутренней политики администрации губернатора Свердловской области Александр Александров, "депутат-одиночка вряд ли может что-то определять. Один голос из 35 ничего не стоит. И даже 10 - 11 консолидированно работающих депутатов - это меньше трети, необходимой, чтобы повлиять на принятие важнейших решений, например, по содержанию городского устава. А чтобы формировать повседневные решения думы, нужно и вовсе создавать команду, располагающую половиной голосов. То есть должна образоваться группа в 18 человек". По мнению Олега Хабибуллина (см. интервью на с. 16), это вполне возможно.
Депутат-инвестор
По экспертным оценкам, победная избирательная кампания обошлась кандидатам в сумму от 30 до 100 - 150 тыс. долларов в зависимости от наличия или отсутствия в округе сильного конкурента, обладающего административной поддержкой. Что победители получили взамен?
Местные налоги, на ставки которых может воздействовать депутат гордумы, несущественны по сравнению с федеральными, такими как НДС или налог на прибыль. В ведении местных властей - налоги на землю и на доходы физических лиц. Но дело не только в налогах.
- В распоряжении органов местного самоуправления остаются, например, земельные ресурсы, - отмечает Александров. - Получить землеотвод в хорошем месте для жилищного строительства - значит создать бизнес с гарантированно высокой рентабельностью. Органы местного самоуправления (ОМС) определяют направления предоставления муниципального заказа: в некоторых городах это десятки и сотни миллионов рублей. ОМС располагают муниципальной недвижимостью, могут предоставлять помещения в аренду. Конечно, все эти вопросы входят в полномочия администрации города, а не городской думы. Но дума устанавливает правовое регулирование по всему указанному спектру вопросов, определяет правила игры. Например, с 1 октября 2005 года произойдет долгожданная революция на земельном рынке: стараниями Германа Грефа внесены поправки в Земельный кодекс, согласно которым землеотводы под жилищное и офисное строительство будут выделяться исключительно через конкурс. А положение о конкурсе будет писать гордума. То же касается регулирования аренды земли. Кроме того, до 1 января 2009 года муниципалитеты обязаны приватизировать свое имущество, не попадающее под новый закон о местном самоуправлении, а это огромная часть коммерческой недвижимости. Регулировать приватизацию в ежегодно принимаемых программах также призвана дума.
- Не стоит забывать и о том, что депутатский мандат открывает для предпринимателя двери больших кабинетов, позволяет завязать неформальные отношения с представителями исполнительной власти, - подытоживает екатеринбургский политолог Сергей Мошкин. - Именно поэтому предприниматели были готовы изъять часть денег из оборота и пустить их на предвыборную кампанию, надеясь, что в случае победы с легкостью компенсируют затраты. Для предпринимателей участие в политике - это дополнительный ресурс развития бизнеса, и они стали успешно им пользоваться.
Искушение властью
По большому счету мы приветствуем приход предпринимательства во власть. Категория, активнее остальных работающая на удвоение ВВП, имеет безусловное право представлять свои интересы в органах власти. Но не все так однозначно. Еще до выборов, на этапе регистрации, многие эксперты указывали на то, что после 20 марта думы столичных городов Урала будут напоминать скорее бизнес-клубы, нежели представительные органы муниципальной власти.
- Представители торгового бизнеса будут наверняка ратовать за преференции для малого и среднего предпринимательства. Но еще не факт, что это обернется благом для горожан, - говорит креативный директор "Бюро PRпроектов-Екатеринбург" Владимир Борзов. - Практика такова, что послабления для бизнеса не всегда приводят к снижению цен. Несложно предположить, что торговый бизнес во всех без исключения сферах (продукты, стройматериалы, мебель и так далее) объединится против вторжения крупных московских и иностранных фирм. И хотя подобный изоляционизм косвенно отрицательно скажется на горожанах, здесь открывается широкое поле для совместной деятельности депутатов и городских чиновников. Последним, например, до сих пор удавалось создавать в Екатеринбурге слишком невыгодные условия для всемирно известной фирмы IKEA. Ее приход означает как несомненное улучшение качества мебельного рынка в городе, так и неминуемое разорение множества местных фирм.
Опасения политолога имеют почву. Почему в Екатеринбурге именно "людям от прилавка" понадобилась городская дума? По мнению Владимира Борзова, "этот интерес отражает реальные представления нынешней мэрии о том, что не промышленные, а прежде всего торговые элиты должны определять жизнь города. Последние уловили эти сигналы, поэтому стройными рядами двинулись в городскую думу". Другими словами, успех на выборах представителей торгового бизнеса обеспечен в том числе и благоволением городской администрации. Таким образом, вместо ожидаемого паритета интересов властей и предпринимательства мы вполне можем получить очередной коррупционный сросток. Страшно даже представить, в какого спрута он вырастет, какие переделы сотрясут рынки, если, как предполагается, муниципалитеты будут поглощены вертикалью органов государственной власти.
Проблема, как нам представляется, в практическом отсутствии (по меньшей мере слабости) общественного контроля за деятельностью органов власти, в данном случае - муниципальной. В массовой апатии, постигшей наши города и далее подхлестываемой нововведениями в избирательном праве, отчуждающими население от властных структур. Мы имеем в виду "назначаемость" губернаторов и введение института сити-менеджеров (он испытывается в том же Челябинске). Да, в новой редакции устава Екатеринбурга предусмотрена процедура отзыва депутатов гордумы: для этого понадобится более 50% голосов избирателей, проживающих в округе. Но на муниципальные выборы приходят 17 - 20% избирателей, так что выполнить эту процедуру будет крайне сложно.
До тех пор пока само предпринимательство, эта передовая, пассионарная часть общества, не осознает, что ее интерес в общественно-политической деятельности заключается не в возможности тайком заходить в чиновный кабинет, а во взаимном контроле и балансе интересов во благо собственное и населения, мы не получим равновесной системы. Для этого необходимо время. А также дальновидность и воля.