Виртуальный прорыв

4 апреля 2005, 00:00
  Урал

Электронная коммерция перестала быть чудом и превратилась в серьезный бизнес, считает генеральный директор интернет-магазина OZON Владимир Долгов

- Как вы оцениваете развитие интернет-торговли в России?

- Рынок развивается достаточно динамично, несмотря на объективные и субъективные препятствия. Так, в некоторых секторах рынка потребительских товаров (например, аудио- и видеопродукция, софт) нет привычных и стандартных мировых систем производитель - дистрибьютор - продавец. Существуют проблемы с банковской и почтовой инфраструктурами. Страдает качество каналов связи, а это накладывает ограничения на пользование электронными магазинами, где размещаются достаточно "тяжелые" страницы с фотографиями и описанием товаров. Есть и субъективный фактор торможения электронной коммерции: у россиян не развиты навыки дистанционных продаж-покупок. Уже три-четыре поколения американцев и европейцев покупают самые разные товары по почтовым каталогам - это так называемые дистанционные покупки. Поэтому когда почтовый каталог сменили интернет-сайты, люди просто поменяли средство покупки.

Несмотря на все это, объем рынка электронной коммерции растет. Примерно с конца 2003 года можно говорить о том, что она перестала быть чудом и превратилась в серьезный бизнес. За год рынок существенно увеличился не только в Москве, но и по всей стране. По данным объемов продаж нашей компании, Екатеринбург среди регионов России на первом месте. Затем следуют Владивосток и Нижний Новгород.

- Какой стратегии вы придерживаетесь в регионах?

- Здесь с опаской относятся к московским магазинам: доставят - не доставят. Поэтому в некоторых городах мы ищем магазины-партнеры. Партнер за комиссию продает товары из нашего каталога через свой сайт, поступающие заказы пересылаются нам, в Москве мы их комплектуем, упаковываем и отправляем напрямую покупателям. В регионах активно развиваем партнерскую сеть.

- Кто торгует - вы или поставщики?

- Все происходит как в обычном магазине. Поставщики привозят товар, магазин им торгует. Сейчас в ассортименте OZON 350 тысяч наименований разных товаров, из них 70 тысяч хотя бы в одном экземпляре присутствует на складе.

- Может ли развитие собственных интернет-магазинов стать конкурентным преимуществом для розничных сетей?

- Все московские сети, торгующие электронной техникой, такие как "М.Видео", "Партия", "Эльдорадо", имеют свои электронные магазины. Они прекрасно понимают: чем раньше ты создашь канал и начнешь приучать к нему покупателей, тем лучше, потому что порог вхождения на рынок потом будет выше. Эти каналы действуют с разным успехом. Иметь такой канал в общем наборе, безусловно, важно и полезно. Но надо понимать: создание интернет-магазина - дорогое удовольствие, и при малых масштабах бизнеса неэффективно.