Что надо и что не надо делать, чтобы привлечь ФПИ

9 мая 2005, 00:00
  Урал

Мнения специалистов

Олег Пермяков, президент "Корпорации СТРАТУМ":

- Надо реально оценить себя с точки зрения критериев фонда: лидерства на рынке, роста бизнеса, наличия конкурентных преимуществ. Это первое. Если все это есть, надо ответить себе: готовы ли вы как собственники пустить в капитал совершенно другую культуру, которая на все будет смотреть с финансовой точки зрения. Ее носителям бесполезно с восторгом рассказывать, что вот эта глазировка на плитке лучше, просто потому что красивее, и неважно, что продается хуже. Они не будут держать на руководящих должностях людей из-за того, что вы были вместе десять лет, и спокойно относиться к тому, что принятое три месяца назад решение до сих пор не выполнено. При этом вам придется еще и поделиться с ними контролем над бизнесом и прибылью. Если и на этот вопрос собственники ответили положительно, надо придумать "красивую сказку", в которую, впрочем, вы сами должны искренне верить. Например: за 10 лет мы должны стать лучшими в России. Если вы напишете, что хотите завтра продавать больше на 15%, а послезавтра на 20% - это не та платформа, на которой можно вести переговоры с фондом. Если и на этот вопрос вы ответили положительно, надо приступать к делу - начинать переговоры. Ключевым фактором итога переговоров станет уровень партнерства. Две команды будут работать над одной целью - увеличением капитализации бизнеса. И с самого начала вам придется быть открытыми, отвечать порой на неудобные вопросы и давать сдержанные обещания.

Александр Волчков, генеральный директор Eastway Capital:

- ФПИ никогда не будет рассматривать заявку предпринимателя, который замыслил положить себе деньги в карман и исчезнуть. Они видят такие попытки и пресекают их "на корню". Вторая ошибка - отсутствие глубокого маркетингового исследования отрасли, к которой относится ваша компания: значит, вы не знаете, какую долю рынка занимает ваш бизнес. Это не позволит рассчитать финансовую часть бизнес-плана и определить доходную базу проекта. Третья ошибка - финансовой модели нет вообще. Инвестор может увлечься идеей, но если под ней нет финансовых расчетов, он не будет продолжать разговор. Четвертое: не стоит обращаться с заявкой, размер которой не отвечает критериям фонда, рассчитывая на исключение. Пятое: часто бывает так, что предприниматели не хотят пускать собственников в основной бизнес, предлагая создать новое юридическое лицо и именно в его капитал направить деньги фонда. На это ФПИ не пойдет никогда. Кроме того, ФПИ не вкладывает деньги в венчурные проекты, посреднические, дистрибьюторские компании. Фонд также не возьмет заявку, если обращаются предприниматели с желанием полностью продать бизнес.