Навстречу Северной Пальмире

Региональные сети существенно подросли и в количественном, и в качественном отношении. Теперь в их планах не только открытие магазинов в рамках своей области, но и освоение отдаленных территорий, в том числе столичных

Объем розничного товарооборота в торговле продовольствием на Урале вырос за 2004 год на 23% и достиг 337,4 млрд рублей. Это 15% российского рынка, к слову, самого динамичного в мире. Наиболее перспективны сетевые формы торговли. На 14 сетевых компаний, принявших участие в исследовании АЦ "Эксперт-Урал", приходится в среднем почти 7% региональной выручки предприятий, торгующих продовольствием. Показатель серьезно колеблется по областям в зависимости от того, насколько сильны сети по сравнению с другими формами торговли: 16% в Свердловской области, 24% в Удмуртии, 9% в Челябинской и 6% в Пермской областях.

Гипер - это супер

Расстановка основных сил не изменилась. На первом месте явный лидер регионального рынка - торговая сеть "Кировский" (Екатеринбург), ее товарооборот за год составил 5,4 млрд рублей. Второе место принадлежит другой екатеринбургской сети "Купец". Третью позицию закрепила за собой пермская компания " СемьЯ" с результатом 3 млрд рублей.

Самый популярный формат торговли уральских сетевиков - супермаркет - обеспечивает 60% совокупной выручки компаний. Из принявших участие в рейтинге в нем работают десять операторов. Продолжают набирать популярность гипермаркеты: 14% товарооборота против 3% в 2003 году. К примеру, за минувший год в Екатеринбурге введена в эксплуатацию вторая очередь "Купца", в Перми открылся восьмитысячник сети "НормаН-Виват" (компания "Норма"). Такой формат позволяет собственнику не только привлечь покупателей, заинтересованных в комплексном подходе к шопингу, но и попробовать себя в новом качестве - как девелопера. Ритейлер выстраивает концепцию нового торгового центра, привлекает нужных арендаторов, за счет синергетического эффекта повышает оборот на квадратный метр торговых площадей и, соответственно, выручку компании. Так, челябинская сеть ЦТ "Молния" еще в начале 2004 года запустила гипермаркет общей площадью 13,5 тыс. кв. метров, причем торговые залы самой компании занимают в нем всего 3,5 тыс. кв. метров.

Примерно одинаковый вклад в совокупную выручку компаний внесли форматы торговли универсам и дискаунтер - 8,2 и 7,3% соответственно. Оба этих направления успешно развивает челябинская сеть "Незабудка": за год начали работу 11 торговых точек. Открыли двери четыре магазина сети "Звездный" (Екатеринбург), площадь трех из них превышает 2 тыс. кв. метров. Неуклонно сокращается традиционная прилавочная форма торговли (типа гастроном). Так, ижевская компания "Айкай" (холдинг "Продторг") закрыла десять таких магазинов, заменив их универсамами и супермаркетами. Гастроном на супермаркет сменил и торгово-коммерческий центр "Чкаловский" (Екатеринбург).

Яблоко от яблони

По итогам 2004-го наиболее эффективной среди уральских сетевиков стала деятельность екатеринбургского "Мегамарта" (компания "Юнилэнд - Екатеринбург"), работающий в формате Cash & Carry. С открытием магазина в Нижнем Тагиле (Свердловская область) общей площадью 3,9 тыс. кв. метров товарооборот сети на квадратный метр вырос более чем в 2 раза. "Мегамарт" - не единственный, обративший взоры за пределы города "прописки". Практически все компании рейтинга работают в рамках своей области. По некоторым оценкам, наиболее выгодно осваивать неискушенные наличием сетевых структур населенные пункты с количеством жителей от 0,5 до 1 млн человек. При минимальных вложениях есть шанс занять существенную долю рынка: стоимость земли гораздо ниже, а благодаря известному брэнду в магазин многие зайдут ради интереса даже без массированной рекламной атаки. Свердловская область сильно недооценена, утверждает Лев Ковпак, вице-президент компании "Кировский", 29 из 63 магазинов которой располагаются в областных городах: "За 2005 - 2006 годы помимо восьми новостроек в Екатеринбурге (в том числе одна общей площадью 12 тыс. кв. метров) мы планируем сдать в эксплуатацию три в Нижнем Тагиле, две в Первоуральске, две в Асбесте и одну в Новоуральске. Уже в мае начнет работу первый торговый объект вне области - магазин на 2,3 тыс. кв. метров в Кургане". Из всех магазинов сети только два арендованных: такова политика компании.

Иногда наращивать торговые площади на новых территориях удобнее. Особенно четко это прослеживается на примере рынка Екатеринбурга. Операторы отмечают несговорчивость местных властей, жесткие требования к оформлению входных групп магазинов, использованию определенных строительных и отделочных материалов, переводу небольших точек площадью до 300 кв. м на самообслуживание, что требует дополнительных затрат и повышения цен, при этом не всегда эффективно. Вопрос дефицита свободной недвижимости также зачастую решается трудно, а получение хорошего участка под новое строительство (в центре, на пересечении транспортных и пассажирских потоков, или рядом с крупными жилыми массивами) проблематично. Вот и приходится искать новые пути. "Купец", например, в последние годы планомерно работал на вторичном рынке торговой недвижимости. Из приобретений прошлого года - магазины сети Екатеринбургского мясокомбината с общим оборотом 33 млн рублей в месяц, сети "Атлант" и компании "Торговый дом Чкаловский". Аналогичную политику покупки и аренды помещений у небольших магазинов Екатеринбурга и области проводила в 2004-м сеть "Звездный". Тенденция будет укрепляться: подобные планы вынашивают еще несколько сетей региона. Эксперты прогнозируют дальнейшее снижение количества игроков на рынке.

За рубеж

Наиболее значимый план сетевых компаний в долгосрочной перспективе - освоение емкого рынка продовольственной розницы Челябинска. Этот город с относительно удобным географическим положением на карте страны обещает стать ареной жесткой конкурентной схватки. Не считая сильных южноуральских операторов, занимающих сейчас лидирующие позиции (по некоторым оценкам, две трети совокупного товарооборота), на челябинский рынок имеют виды екатеринбургские, федеральные. В противодействие вступят "Кировский", "Монетка" (Екатеринбург), а также "Перекресток", "Патэрсон", "Седьмой континент" (все трое - Москва), крупнейшая сеть страны - "Магнит" (Краснодар).

Рынки Тюмени и Уфы в таком контексте тоже привлекательны: конкуренция меньше, сетевая торговля практически отсутствует, а показатели потенциального спроса (численность населения, располагаемые доходы, объем розничного товарооборота на душу населения) и их динамика высоки. Здесь и со свободными площадями попроще, и местные администрации охотнее идут на диалог: пришедшие ритейлеры обеспечат дополнительные налоговые поступления в бюджет, новые рабочие места и гарантированный сбыт части товаров местных производителей. Первая ласточка в обоих городах - екатеринбургская сеть "Монетка", открывшая в 2004 году по магазину в каждом (общей площадью 2,6 и 3,6 тыс. кв. метров). В этом году, согласно планам компании, появятся семь магазинов в Уфе и три-четыре в Тюмени: идут переговоры об аренде помещений. Не позднее следующего года в Тюмени откроется строящийся "Мегамарт".

Генеральный директор компании "Юнилэнд - Екатеринбург" Валерий Бубнов отмечает: "Основная проблема, с которой мы можем столкнуться в Тюмени, - недостаточная степень развития оптового бизнеса. Монопольное положение компании на местном алкогольном рынке ограничивает ассортимент и толкает оптовые цены вверх". Ощутимым барьером для развития сетей в областях Урала может послужить кадровая проблема. Как показывает практика, квалифицированных специалистов, от кассиров до управленцев высшего звена, не хватает даже в Екатеринбурге. В обязательном порядке необходимо учитывать расходы на обучение персонала. Могут насторожить издержки управления и координации на расстоянии.

Тем не менее пермская "Норма" рискнула и начала выстраивать сеть алкогольных супермаркетов "НормаН" в Санкт-Петербурге: в конце года открыто уже два магазина, в планах на 2005-й - еще 18. О стратегии выхода на рынок рассказывает директор компании Вадим Юсупов :

- Предварительные маркетинговые исследования показали, что стоимость выхода в соседние регионы и в Санкт-Петербург примерно одинакова, а с точки зрения административного ресурса, конкурентной среды, наличия объектов недвижимости, суммы среднего чека, рынок северной столицы оказался более привлекательным. Для оптимизации поставок, складских избытков, централизации закупок, устранения промежуточных посредников между производителем и ритейлером в этом году мы завершим строительство единого распределительного центра в Перми площадью более 35 тыс. кв. метров. Через год, когда у нас будет полноценная сеть "НормаН" в Петербурге, слаженный профессиональный коллектив, узнаваемость марки, результаты определят, будем ли мы развивать сеть "Виват". Наши теоретические планы относительно "НормаН" на следующие два года - стать межрегиональной сетью, представленной как минимум в трех регионах.

Алексей Семенов , директор компании "Техно-линк", специализирующейся на комплексной автоматизации торговых сетей, добавляет:

- Стоимость торгового и компьютерного оборудования, включая программное обеспечение и ввод всей автоматизированной системы управления в эксплуатацию, практически не зависит от местоположения магазина - будь то Екатеринбург или Санкт-Петербург. В среднем оборудовать магазин площадью 100 - 200 кв. метров обойдется сети в 10 - 20 тыс. долларов, 500 - 1000 кв. метров - до 60 тыс. долларов, услуги компании прибавляют к расходам еще 10 - 15% от стоимости. Другое дело, что в столице поток покупателей на порядок больше, а значит, и затраты на автоматизацию и централизацию сети возрастут.

Аналитики прогнозируют: продуктовый ритейл в стране в течение нескольких лет будет расти ежегодно в среднем на 12%, а сети - еще динамичнее, на 20 - 30%. Учитывая нынешний рост местных сетевиков на 40%, их планы экспансии в соседние области и потенциал этих территорий, можно утверждать: Урал покажет результаты лучше средних по России.