- Как вы оцениваете итоги 2004 года на рынке сотовой связи Урала?
- По объемам продаж телефонов, аксессуаров и контрактов результаты превзошли наши ожидания. Но считаю, что в конце прошлого года ажиотаж еще не достиг максимума. Думаю, пик будет в этом году: все больше людей могут позволить себе сотовую связь, новый телефон можно купить уже за тысячу рублей, конкуренция на этом рынке становится все жестче. В Москве проникновение сотовой связи превысило 100%, но при этом в прошлом году сохранялся сумасшедший спрос на телефоны. На Урале проникновение порядка 50% - есть куда расти.
- Как будет изменяться конкурентная обстановка?
- На Урал приходят федеральные дилеры: в Челябинске о серьезных намерениях заявил "Дивизион", питерская "Ультра" в скором времени, вероятно, появится в Екатеринбурге. Мелкие компании уходят с рынка. К концу уже этого года игроков станет меньше, но они будут сильнее. Орудием конкурентной борьбы станут низкие цены и качественное обслуживание. В итоге в каждом мегаполисе останется четыре-пять крупных игроков. Хотя, конечно, сохранится и часть компаний, для которых сотовая связь - побочный бизнес.
- Сколько салонов вы открыли в прошлом году?
- В начале 2004 года мы имели на Урале 15 салонов, в конце - 121. К началу июня в Уральском регионе откроем 200 салонов.
- Что обеспечило развитие?
- Во-первых, наши цены: мы прямые дилеры практически всех вендоров. Недавно заключен прямой контракт с Nokia. Политика компании - работать только на дилерских условиях, субдилерство мы отмели как таковое. Во-вторых, доступность магазинов. Третье - качество обслуживания и ассортимент. Наши сотрудники проходят обучение, по окончании курса сдают экзамены, в течение двух-шести недель трудятся стажерами.
- Возможна ли специализация на рынке ритейла сотовых телефонов? Если да, то какую нишу занимает ваша компания?
- Мы позиционируемся как дискаунтер: наш покупатель - тот, для кого цена имеет решающее значение. Основной сегмент спроса - телефоны среднего и ниже среднего класса. Но вместе с тем мы предлагаем полный ассортимент телефонов и цифровой техники и высшего ценового сегмента. По статистике, от месяца к месяцу средняя стоимость проданных телефонов растет.
- Какие функции телефона определяют предпочтения потребителей, как они будут изменяться?
- Если говорить о массовых предпочтениях, то людям нравятся качественное полифоническое звучание, хорошая память с функцией MP3, чтобы можно было записать любимые мелодии. Кроме того - фотоаппараты, всевозможные игрушки и так далее. Эти функции и останутся ведущими. Для некоторых главное - чтобы телефон был оригинальным, уникальным.
- Существуют ли региональные особенности в предпочтениях телефонов?
- В ряде регионов по спросу выделяются какие-то модели телефонов. Чаще предпочтения складываются не по ценовому сегменту, а по вендорам. Например, в Поволжье огромным спросом пользуются телефоны Siemens. На Урале любят Nokia, очень хорошо раскупают Pantech. Но все же четкого приоритета нет.