Исследование проведено АЦ "Эксперт-Урал" в январе - мае 2005 года. Изучены рынки товаров и услуг 19 городов России (в том числе семи городов Урала): Екатеринбурга, Челябинска, Перми, Ижевска, Оренбурга, Уфы, Тюмени, Новосибирска, Омска, Иркутска, Красноярска, Самары, Саратова, Казани, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону, Волгограда, Краснодара, Ярославля.
Рынки, рассматриваемые в рамках исследования, разбиты на три группы (для крупных инвесторов, средних и малого бизнеса) по масштабу интереса в зависимости от размера вложений в один объект и возможностей развития сетей. Размер капиталовложений в одну аптеку, к примеру, невелик, однако сетевая форма торговли в этом сегменте развита, поэтому на рынке присутствуют очень крупные игроки.
В ходе исследования проанализирована текущая ситуация на 40 рынках. Для каждого из них сформированы группы сопоставимых городов в зависимости от факторов, влияющих на рынок. В качестве показателей группировки использовались оценка уровня доходов и численность населения, половозрастная структура, количество компаний, подающих официальную отчетность, уровень валового регионального продукта, розничный товарооборот и оборот платных услуг, трафик через аэропорт и др.
Отдельно следует пояснить: для оценки уровня доходов населения недостаточно показателей, которые дает статистика (средняя начисленная заработная плата, средний уровень дохода, оценка прожиточного минимума), поскольку они не позволяют сделать корректных выводов о реальной ситуации. Поэтому для целей сравнительного анализа городов по уровню доходов мы использовали агрегированный показатель, рассчитываемый через оценку совокупного товарооборота (розничный товарооборот продуктов питания, непродовольственных товаров, общественного питания и платных услуг населению) на одного человека, количества автомашин не старше пяти лет на одного человека, номинальной заработной платы с учетом прожиточного минимума.
Информационные источники
Собственные маркетинговые исследования АЦ "Эксперт-Урал", в том числе регулярные исследования автомобильного рынка Урала и Сибири, продуктовой розницы и рынка сотовой связи Урала; информация, полученная в ходе экспертных интервью с участниками рынка. Маркетинговая информация о рынке гостиниц, флористических салонов, салонов красоты, ресторанов высшего класса, эконом-класса, фаст-фудах предоставлена компанией "Оранж-маркетинг", информация о рынке кабельного телевидения Урала компанией "Маркетинг-бюро". Также использованы данные Госкомстата РФ, ЦБ РФ, ГИБДД, Транспортной клиринговой палаты, министерства здравоохранения РФ, управления малого бизнеса министерства по налогам и сборам РФ, комитетов по развитию товарного рынка 19 городов России.