На старте

Чиновники отложили начало работы бюро кредитных историй в России по техническим причинам

1 июня вступил в силу закон "О бюро кредитных историй" (БКИ), однако начать работу кредитные бюро не смогли. Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) только 24 мая определилось с надзорным органом, который будет контролировать и регулировать деятельность этих организаций: слишком бурной оказалась дискуссия. В итоге решено, что таким органом станет ФСФР - Федеральная служба по финансовым рынкам. Однако решение МЭРТ еще должно пройти согласование в трех инстанциях: Банке России, Минфине и Минюсте. Чиновники честно признались, что на сбор всех подписей понадобится минимум десять дней. Как эту задержку воспринимают представители уже созданных юридически, но не "узаконенных" кредитных бюро? Об этом мы разговаривали с генеральным директором ЗАО "Интерфакс-Урал" Михаил Фейгин . Группа "Интерфакс" совместно с крупнейшим в мире бюро Experian выступила учредителем российского ЗАО "Кредитное бюро Экспириан-Интерфакс".

- Михаил Донатович, ваше бюро готово приступить к работе с клиентами?

- Да, технически мы готовы к принятию информации от клиентов, продолжается тестирование системы бюро, отрабатывается технология работы с банками, предоставления ими информации. Пока есть открытые вопросы по регистрации и лицензированию: помимо внесения в госреестр кредитных бюро нужно получить лицензию на техническую защиту информации и организовать систему электронной цифровой подписи. Но мы можем вести полноценную деятельность и сейчас: в качестве бюро кредитных историй наша организация создана еще до принятия "Закона о кредитных историях", и у нас есть срок до 1 декабря для получения лицензии. Мы уверены, что до 1 сентября все банки, члены бюро, смогут выполнять требования, предусмотренные законом, связанные с обязательным предоставлением информации в кредитные бюро.

- Есть мнение, что БКИ начнут приносить отдачу не ранее чем через два-три года: тогда накопится статистика, на основании которой можно делать выводы о надежности заемщика.

- Мнение, в общем, справедливо, если бюро построено по схеме, не предусматривающей каких-либо дополнительных услуг клиентам. Но мы сможем, даже не имея большого архива кредитных историй, предоставить банкам услуги, которые помогут снизить риски при кредитовании сразу после запуска бюро. Например, мы будем в он-лайне проверять паспортные данные заявителей и другую информацию. Технологии и программное обеспечение "Экспириан-Интерфакс" позволяют даже уведомить банк о том, что клиент, который 20 минут назад обратился с заявкой на кредит, совершает аналогичные действия в другой, не называемой нами, кредитной организации и при этом, например, указывает разные суммы доходов. Согласитесь, есть повод к размышлению для сотрудников банка.

- Уральские банки интересуются деятельностью бюро "Экспириан-Интерфакс"?

- Наверняка в регионе будут работать и другие кредитные бюро, но в том, что на Урале у нас будут клиенты, мы не сомневаемся. Все-таки Experian - это мировой опыт и отработанные десятилетиями технологии.

- А какой смысл для "Интерфакса" участвовать в таком проекте?

- Создание кредитного бюро - логичный шаг. Ведь группа - это не только агентство финансовой и экономической информации "Интерфакс-АФИ", но и рейтинговое агентство Moody's Interfax Rating Agency, база данных корпоративной информации СПАРК. Наше главное направление - представление услуг, облегчающих принятие инвестиционных решений для бизнеса. Например, система СПАРК позволяет кредитным учреждениям делать качественный анализ состояния заемщиков, как того требуют последние инструкции ЦБ. В объединенном массиве содержатся данные о 2,5 млн компаний: финансовая отчетность, регистрационные данные, квартальные отчеты, данные об аудиторах, регистраторах, ценных бумагах, руководстве и т.д.

Кредитное бюро - еще один проект, направленный на снижение издержек банков.

Екатеринбург