Письма читателей

13 июня 2005, 00:00
  Урал

Флюгер инвестора

2005,  20 (192)

Спасибо аналитическому центру "Эксперт-Урал" за интересное исследование инвестиционных возможностей городов Уральского региона. Очевидно, что местным органам власти и представителям бизнеса следует использовать его при разработке своих стратегических проектов. Единственное, что, на мой взгляд, следовало более четко прописать методику, возможно, на конкретном примере. Потому что во многом пришлось догадываться, как же вы все-таки вышли на те цифры, которые в итоге обозначили количество свободных ниш и объем ожидаемых инвестиций.

С уважением, кандидат экономических наук К.С. Бармин, Ижевск

Исследование проведено аналитическим центром "Эксперт-Урал" в январе - мае 2005 года: изучены 40 рынков товаров и услуг в 19 городах России. Идея исследования заключается в расчете "свободных ниш" только в сопоставимых городах, где примерно одинаковы социально-экономическая ситуация, темпы развития экономики, но по каким-то причинам потребительский спрос удовлетворяется неравномерно: где-то хорошо, где-то плохо. Эта разница, которую мы определили как "свободная ниша", и будет определять направление инвестиций на ближайшие годы.

Надеемся, что понять технологию реализации проекта поможет конкретный пример. В Ижевске два парка аттракционов - много это или мало? Можно ли открыть еще? Очевидно, Ижевск и Екатеринбург сравнивать нельзя: разница легко объясняется простым отставанием социально-экономического развития столицы Удмуртии. Поэтому для каждого рынка мы выбираем ряд показателей, в значительной степени определяющих объем потребления, и разбиваем города на несколько групп. Для рынка аттракционов по численности детей и молодежи, общему количеству жителей и объему платных услуг, оказываемых населению, в расчете на душу населения близки Ижевск, Оренбург, Саратов и Ярославль, значит, их можно сравнивать между собой, равно как и города в рамках других групп (к примеру, в одну группу попали Иркутск и Тюмень).

Внутри каждой группы городов определяем максимальный показатель насыщенности (уровень потребления товаров и услуг относительно числа потребителей). Выяснилось, что, к примеру, в Ярославле на 100 тысяч детей и молодежи приходится 2,2 парка (в расчет брались стационарные парки с количеством аттракционов не менее 10), а в том же Ижевске - всего 0,9. Вычисляем разницу и приводим к абсолютному значению. Ориентировочная стоимость открытия парка с количеством аттракционов не менее 10, в том числе сложных (типа американских горок), составляет порядка 1 млн долларов. Отсюда видно: в Ижевске, вложив 2 млн долларов, можно построить еще 2 парка аттракционов.

При этом мы не объясняем, почему в городе сложилась именно такая ситуация, и не учитываем будущий спрос, поэтому размер свободной ниши отражает не емкость рынка, а только ее часть - минимальный размер потенциальных вложений на каждом рынке в конкретном городе.

Информационными источниками послужили собственные маркетинговые исследования АЦ "Эксперт-Урал", экспертные интервью с участниками рынка, данные маркетинговых компаний ("Оранж-маркетинг", "Маркетинг-бюро"), статистика государственных и муниципальных органов власти.

Светлана Ханафиева, руководитель проектов АЦ "Эксперт-Урал"

Разбег в степи

Отвечая на предложение корреспондента дать оценку взаимоотношений с местной администрацией, глава машиностроительного концерна "ОРМЕТО-ЮУМЗ" Сергей Шевцов говорит: "По крайней мере, мы всегда можем выходить со своими вопросами на любой уровень администрации". Приехали! Заслуга исполнительных органов власти у нас, оказывается, в том, что к ним можно выходить с предложениями! И что? Много ли предложений удалось реализовать с помощью чиновников? За взятки или так - по долгу службы? Да поймите же вы, господа предприниматели, чиновник никогда не сделает того, что должны сделать вы сами! Вам нужно организовать продажу в кредит продукции машиностроительных предприятий? Садитесь за круглый стол с представителями банков, лизинговых компаний. Причем лучше это сделать в Екатеринбурге, с привлечением представителей финансовых кругов Свердловской, Челябинской областей. Вам требуется создать институт предарбитража? Занимайтесь этим в рамках саморегулируемых организаций, отраслевых ассоциаций, местной Торгово-промышленной палаты, наконец. От властей денег ждать нечего - у них самих бюджет трещит по швам. Они, как видим, тот же бизнес заставляют вкладывать прибыль в социалку, сельское хозяйство. Уверен, все зависит только от инициативы самих бизнесменов. Под лежачий камень, как известно, вода не течет.

Alex