Уже несколько лет ритейл (услуги частным клиентам) остается самым динамичным сегментом банковского бизнеса. Об этом мы можем судить и по данным статистики, и по лавинообразному росту количества предложений в офисах банков, агентствах недвижимости, автосалонах и торговых сетях.
В рамках ежегодного проекта "Банковский ритейл на Урале" мы попытались проанализировать, какие сегменты этого рынка в каких городах развивались наиболее динамично и почему, а главное - какие планы строят банкиры на ближайшую и среднесрочную перспективу.
Относительно недавние факты реализации таких планов показывают: игрок, рискнувший поставить на "правильный" сегмент рынка на начальной стадии его развития, имеет шансы в короткие сроки стать абсолютным лидером, получить баснословную доходность, привлечь клиентов и заработать имидж. Пример банка "Русский стандарт", вложившегося в технологию экспресс-кредитования в магазинах и занявшего лидирующие позиции на этом рынке, уже стал хрестоматийным. Не столь известны, но весьма успешны на локальных рынках шаги, предпринятые Мечелбанком в Челябинской области и Уралвнешторгбанком в Свердловской в сегменте экспресс-кредитования, "Северной казной" (Свердловская область) в секторе кредитных карт, филиалами банка Агропромкредит в Тюмени - в ипотеке. И этот список можно продолжить.
Кто следующий и какие ниши уральские банкиры считают приоритетными?
Мы опросили 51 уральский банк (самостоятельные и филиалы инорегиональных кредитных организаций), половина которых входит в число 200 крупнейших по размеру активов в стране. Это пятая часть всех кредитных учреждений, работающих на территории Урала. По различным субъектам Урала доля опрошенных составляла от 12% (Оренбургская область) до 37% (Свердловская). Чтобы понять ожидания клиентов, мы дополнили исследование опросом торговых сетей, автосалонов и риэлторов.
Анализ рынка банковского ритейла проведен по трем большим блокам: ресурсы (вклады); розничные технологии и инфраструктура обслуживания (уровень и тенденции развития пластиковых технологий, систем удаленного доступа, оценки рисков, тенденции развития инфраструктуры - офисов, пунктов выдачи наличных); кредитные операции.
Сухие цифры
Для начала приведем общие итоги 2004 года. Рынок вкладов на Урале рос такими же темпами, как и в среднем по России (плюс 29%), причем динамика упала примерно на треть по сравнению с 2003 годом, когда он поднялся в 1,5 раза. В Курганской, Челябинской областях, Башкортостане и Удмуртии рынок вкладов рос быстрее российского (плюс 32 - 33%). Темпы, снизившиеся из-за летнего кризиса в банковской системе, скорее всего в полной мере не восстановятся (если сравнить первый квартал этого года с первым, "докризисным", прошлого, получим замедление с 17 до 11%). Причина - интенсивное развитие альтернативных инструментов размещения средств. Сегодня значительную часть оттягивают на себя, например, инвестиции в недвижимость. По мере развития фондового рынка все большая часть ресурсов населения будет уходить на него.
Стратегия банков на рынке вкладов принципиальных изменений не претерпела. Число выбравших для себя нишу клиентов с высокими доходами практически не изменилось.
Эмиссия пластиковых карт в прошлом году выросла по Уралу на 31% (по России - на 47%), причем темпы снизились с 42% в 2003 году. Больше всего количество пластиковых карт увеличилось на территории Курганской (+77%) и Оренбургской областей (+67%).
В разы, с 10% в 2003-м до 40% в 2004-м, увеличилась скорость прироста инфраструктуры обслуживания карт. Если в 2003 году на территории региона установлено 210 банкоматов, то в 2004-м - свыше 900 (это рекордные темпы). Количество банкоматов в целом по Уралу достигло 3,3 тысячи, наибольший прирост наблюдался в Тюменской области (включая округа) - 42% (1166 шт.).
Самые значительные изменения произошли на рынке кредитов физическим лицам. Объем потребительских кредитов по Уралу вырос за год в 2,2 раза (по России - в 2,1 раза), его доля в общероссийском портфеле увеличилась на 1,5 процентных пункта и достигла 20%. Темпы роста по сравнению с 2003 годом не снизились. Этот сегмент становится приоритетным для многих банков. За прошлый год в среднем по Уралу доля кредитов частным лицам в общем кредитном портфеле выросла с 19 до 26% (на начало 2003 года - всего 13%). Наибольшие темпы роста в сегменте кредитования частных лиц показали Свердловская, Курганская области и республика Башкортостан (2,5 - 2,6 раза).
Мы проанализировали все сегменты рынка кредитования и выяснили, что основные текущие и долгосрочные интересы банков сосредоточены в следующих: жилищные кредиты (на покупку жилой недвижимости, в том числе по ипотечным схемам); стандартные потребительские (нецелевые кредиты с обеспечением и стандартным сроком рассмотрения заявки в офисах банков); кредиты на покупку автомобиля, экспресс-кредиты в торговых сетях (связанные кредиты с быстрым сроком принятия решения о лимите, без обеспечения); экспресс-кредиты в офисах банков (нецелевые кредиты с быстрым сроком принятия решения о лимите, без обеспечения); кредитные карты (только сегмент револьверных кредитов, выдаваемых с использованием пластиковых карт вне зависимости от срока принятия решения о лимите, но без обеспечения). Остальные сегменты либо представляют собой расширение одного из приведенных (например, выдача кредитных карт в торговых сетях на целевую покупку или в офисах банка при получении экспресс-кредита), либо не интересны банкам.
Эти сегменты различаются по потенциальной емкости, соотношению риск/ доходность, степени насыщения, уровню вложений в инфраструктуру.
Простые решения
Основным игроком на рынке стандартных потребительских кредитов остается Сбербанк, он имеет четкую технологию предоставления таких кредитов, наименьшие по рынку ставки и прочные позиции. И хотя его доля в целом на рынке кредитов снижается (с 48 до 40% в Свердловской области, с 43 до 33% в Челябинской, с 52 до 45% в Башкортостане), происходит это прежде всего за счет других сегментов.
Наименее рискован и не требует больших затрат в части инфраструктуры сегмент автокредитования. В нем сегодня уже представлены практически все банки, играющие сколько-нибудь заметную роль на локальных рынках розничных услуг. Соответственно, он наиболее конкурентен и ждать значительного увеличения количества банков здесь не стоит. На начало прошлого года автокредиты выдавали 53% опрошенных банков, в 2004-м программы представили еще 16% банков, 9% вышли на этот рынок или планируют сделать это в 2005 году. Наибольшую динамику объемов автокредитования в прошлом году, по данным анкетного опроса, показали МДМ-Банк-Урал (прирост в 10 раз), УралСиб (в 5 раз), Уралвнешторгбанк (в 3 раза).
Высокая конкуренция, прежде всего в сегменте кредитования покупки новых машин, заставила многие банки увеличить сроки кредитования, дифференцировать ставки в зависимости от сроков, снизить первоначальный взнос. "Опыт показывает, что клиента прежде всего интересует процентная ставка, а банков, которые могут предложить действительно низкий чистый процент, мало", - комментирует положение дел старший менеджер отдела продаж автосалона "АвтоМакс" (Тюмень) Дмитрий Мороз. "Надеемся, что ситуация будет развиваться в благоприятную для клиентов сторону: увеличатся сроки кредита до пяти лет, снизятся ставки, появится ясная и быстрая процедура оформления кредита", - говорит руководитель отдела продаж автосалона "М-Сервис" (Челябинск) Татьяна Назарова.
По данным опроса автосалонов, в 2004 году в кредит проданы около 35% от общего числа автомобилей, причем если в крупных салонах Екатеринбурга и Тюмени этот показатель достигал 40 - 50%, то в городах с более слабой банковской системой (Перми, Челябинске) - 30 - 40%. Напомним, в 2003 году он был примерно в полтора раза ниже. Прирост объема продаж за счет использования кредитов автосалоны оценивают в среднем в 20%.
Существующая емкость рынка кредитования новых автомашин освоена банками достаточно хорошо, правда, в разных регионах насыщенность отличается. Если соотнести общий объем потребительских кредитов на территории региона и размер парка относительно новых машин (возраста до пяти лет), который так или иначе коррелирует с показателем продаж новых машин, можно сделать вывод о незанятых нишах в этом сегменте в Оренбургской области, Башкирии и Удмуртии.
Впрочем, высокая активность банков в большинстве субъектов Урала не делает этот сегмент менее привлекательным. Прежде всего потому, что его емкость очень быстро растет: только за последний год общий объем продаж новых иномарок увеличился по стране на 80%, по Уралу - почти вдвое. Относительно свободную нишу представляет собой кредитование на покупку подержанных автомобилей.
Быстро и дорого
Несколько менее насыщен, по сравнению с автокредитованием, сегмент связанных экспресс-кредитов в торговых сетях. Здесь меньше игроков, прежде всего потому что барьеры для входа существенно выше: технология экспресс-кредитования требует достаточно серьезных вложений в оборудование рабочих мест кредитных экспертов в магазинах, систему обмена информацией, систему принятия решений. Завзятые игроки здесь - федеральные "Русский стандарт", Росбанк (поглотивший сеть банков О.В.К.), Home Credit, а также один-два местных банка на локальных рынках. В Свердловской области сильные позиции в сегменте имеет банк "Драгоценности Урала", в Челябинской - Мечел-банк.
Этот вид кредитования отличается высокими комиссиями, которые позволяют банкам получать большую маржу. Правда, растущие конкуренция и финансовая грамотность населения ведут к ее снижению: "Многие клиенты уже не хуже продавцов разбираются с ценой кредита. И скоро покупка в кредит обойдется ровно во столько же, как и за наличный расчет", - считает заместитель генерального директора торговой сети "Кардинал" (бытовая техника; Екатеринбург) Александр Чупин.
Емкость этого рынка по сравнению с автокредитованием относительно невелика. Но при нынешних высоких темпах роста потребительской активности населения, он обладает большим потенциалом.
Перспективность этой ниши демонстрирует и пример компании Русфинанс, дочерней структуры банка Societe Generale и фонда Baring Vostok Capital Partners: она вышла на рынок связанных кредитов в 2004 году и сумела довести портфель до 110 млн рублей.
Другая ниша, ставшая в прошлом году настоящим хитом, по крайней мере в Свердловской области, - сегмент нецелевых экспресс-кредитов. Их стоимость остается чрезвычайно высокой (в основном за счет ежемесячных комиссий) и ждать ее снижения в ближайшем будущем не приходится. Это обусловлено, с одной стороны, высокими рисками банка, а с другой - огромным спросом и готовностью населения платить за "быстрый" кредит.
Первым, сориентировавшись на низкодоходные слои населения, эту услугу предложил Уралвнешторгбанк: кредиты выдавались от 3000 рублей, эффективная ставка (с учетом всех дополнительных комиссий) достигала 62%. Продукт был скопирован с аналогичного продукта, с успехом внедренного в банке Каспийский (Казахстан), дружественном акционерам УВТБ. Благодаря этому за год банк увеличил портфель кредитов физлицам с 200 млн до 1,3 млрд рублей. Вслед за ним в 2004 году в этот же сегмент вышли УБРиР, Банк24.ру. В начале 2005 года аналогичные продукты предложили УралТрансБанк, СКБ-банк (оба Свердловская область), Челябинвестбанк (Челябинская область).
В целом емкость рынка нецелевых экспресс-кредитов существенно выше, чем у связанного кредитования. Как показывает опыт вышедших на этот сегмент банков, он очень перспективен с точки зрения доходности.
Кредитные карты и ипотека: будущие звезды
Другой важный сегмент рынка нецелевых беззалоговых кредитов - револьверные кредиты, предоставляемые на кредитные карты. 33% банков считают этот сегмент наиболее прогрессирующим.
Активное развитие кредитных карт (вне зарплатных проектов) на Урале началось в 2004 году. В Екатеринбурге основными игроками рынка являются "Северная казна" и УБРиР: на каждый по состоянию на 01.01.05 приходится около 7 тысяч эмитированных карт. Среди всех опрошенных банков - это абсолютные лидеры по размеру эмиссии кредитных карт. Кредиты по пластиковым картам предоставляют также Мечел-банк в Челябинске, Мобилбанк в Удмуртии (по несколько сотен карт на каждый), начал эмиссию тюменский филиал МДМ-Банка.
В прошлом году, по данным анкетного опроса, на рынок кредитных карт вышли 14% банков, в 2005 году начали или планируют начать предоставлять кредиты по кредитным картам еще 36%, в 2006 - 2008 годах - 13% . Таким образом, к концу 2005-го 50% банков (в большинстве крупные) будут предлагать кредитные карты.
Не менее перспективным банкиры считают рынок жилищного кредитования.
Объем жилищных кредитов в России на 1 января 2005 года составляет 8,8% от общего объема кредитов физлицам. На Урале - 8,3%, из них ипотечные кредиты составляют 27%. Наибольшая доля жилищных кредитов в общем объеме кредитования - в Тюменской (11,6%), Оренбургской (11,5%) и Курганской (12,3%) областях. Стоит отметить, что традиционный лидер в сегменте жилищного кредитования - Уральский Сбербанк - имеет в портфеле среднюю по рынку долю кредитов на жилье (порядка 10%), а лидером по данному показателю стал Газпромбанк (свыше 90% по филиалу в Оренбурге), и прежде всего потому, что в других сегментах розницы работает мало. Высока доля жилищных кредитов в оренбургском банке "Русь" (27%), они составляют значительную часть портфеля кредитов частным лицам на территории Удмуртии и Перми в Западно-Уральском Сбербанке (свыше 17%).
В 2004 году резко увеличили масштабы присутствия на этом рынке УралСиб (рост в 31 раз), Западно-Уральский банк Сбербанка РФ (в 3,4 раза), Меткомбанк (в 2,2 раза), СКБ-банк (в 2,4 раза) и МДМ-Банк Урал (вдвое).
О росте сегмента свидетельствует и тот факт, что доля сделок с использованием ипотечной схемы в опрошенных агентствах недвижимости составила в среднем 15% от общего объема: это почти вдвое больше, чем в прошлом году. По данным анкетного опроса, сегмент наименее насыщен и наиболее интересен в долгосрочной перспективе. "Предложений на рынке ипотечного кредитования не хватает. Если бы банки учитывали требования, диктуемые интересами клиентов и рынка недвижимости, то объем ипотечных кредитов в Екатеринбурге даже без снижения процентных ставок по кредиту сегодня был бы в пять раз больше, чем есть", - уверен Илья Шкоп, директор агентства недвижимости "Роттердам" (Екатеринбург).
Правда, развитию ипотеки препятствует сразу несколько моментов: высокие процентные ставки, большой первоначальный взнос, значительные дополнительные расходы на услуги страховщиков и оценщиков, отсутствие у ряда банков возможности досрочного погашения кредита. "Дальнейшее увеличение объемов ипотечного кредитования нереально без существенного снижения первоначального взноса и ставки кредита. Кроме того, необходимо перейти к ипотечному кредитованию на стадии строительства, иначе невозможно обеспечить требуемый приток нового жилья на рынок", - полагает Анатолий Мейзлер, генеральный директор Уфимского городского агентства ипотечного жилищного кредитования.
Несмотря на проблемы развития ипотеки, и банкиры, и риэлторы строят благоприятные прогнозы развития данного сегмента. К концу 2004 года свои программы кредитования на покупку жилья (в том числе ипотечные) декларировали 41% опрошенных нами банков (из них 16% вышли на рынок именно в 2004-м). В этом году планируют начать выдавать жилищные (прежде всего ипотечные) кредиты еще 25% банков. Таким образом, к концу 2005 года на этом рынке будет действовать около 65% опрошенных банков.
Следует учитывать, что реально из 41% банков, начавших операции по жилищному кредитованию физических лиц, заметные объемы и долю в общем портфеле кредитов физлицам имеют не более трети (филиалы Сбербанка и Газпромбанка, банк "Русь", Сибирьгазбанк), остальные пока обкатывают технологию. Но в целом почти половина банков к концу 2005 года технически будет готова выдавать жилищные кредиты и наработает первичный опыт таких операций. Массового кредитования не стоит ждать раньше 2006 года.
Как снизить риски
Официальные данные об объемах просроченной задолженности по кредитам физическим лицам укладываются в норму: в среднем по России этот показатель составляет 1,3% от объема выданных кредитов, на Урале он - 1,1%. По международным стандартам показатель ниже 5% считается приемлемым.
Максимальная доля просроченной задолженности в регионе приходится на Башкортостан (1,9%), минимальная - на Челябинскую и Оренбургскую области (0,7%). Впрочем, у банков, активно работающих на розничном рынке, доля просроченных кредитов в портфелях ссуд частным лицам в рублях лежит в диапазоне от 2 до 10%.
Цикличность развития экономики никто не отменял, а это значит, что через какое-то время банки смогут проверить, как работают их системы оценки рисков по частным лицам. На настоящий момент их собственные оценки, по данным опроса, в основном находятся в диапазоне от "низкий" до "ниже среднего". Это понятно: риски покрываются высокими реальными ставками. "Стоимость кредитов на сегодняшний день позволяет банкам не уделять вопросам управления кредитными рисками должного внимания, так как доходность перекрывает существующую просроченную задолженность", - говорит начальник отдела активно-пассивных операций филиала банка "Менатеп" (Тюмень) Марат Гильманов. Директор по стратегическому развитию Уралвнешторгбанка Даниил Сандлер полагает, что "дальнейшая работа банков на рынке кредитования физических лиц даст импульс к разработке более совершенных систем управления кредитными рисками или адаптации существующих разработок к российским условиям".
Если брать сегмент жилищного кредитования, то здесь ни у кого, кроме разве что Сбербанка, нет сколько-нибудь большого опыта и статистической информации. Что произойдет, если падение деловой активности и уровня доходов населения приведет к росту невозвратов и снижению цен на недвижимость, а значит, снижению ликвидности и стоимости обеспечения, достоверно не знает никто.
Ситуацию улучшит закон "О кредитных историях", принятый в декабре прошлого года и вступивший в силу с 1 июня 2005 года. Банки положительно оценивают факт принятия закона. Но говорить об эффективности работы кредитного бюро можно будет только через несколько лет, когда в нем накопится достаточное количество историй.
Технологии и инфраструктура
Основные тенденции на рынке пластиковых карт - интенсивный рост доли международных систем, функционала карт и инфраструктуры обслуживания. На начало текущего года международные системы составляли в структуре общей эмиссии 51% (два года назад - 36%), причем 39% общей эмиссии - карты системы VISA.
Доля Union Card в общем количестве всего пластика региона за последний год сократилась с 22 до 15%, Accord - с 16 до 13%, Сберкарт - с 11 до 9%. В Свердловской области в десять раз выросло количество пластика системы STB-сard, что, вероятно, связано с бурным ростом кредитования в банке "Первое О.В.К." (ныне входит в структуру Росбанка): при выдаче кредитов он использует карты этой системы.
Уровень проникновения пластика (доля держателей пластиковых карт в общей численности населения) за 2004 год увеличился с 20 до 26% по Уралу. В Тюмени он максимален - 34%. Свердловская область отстает на 1%. Наименьшая степень насыщенности - в Курганской области (6%), зато регион продемонстрировал наибольший прирост количества пластиковых карт в 2004 году - 77%. До сих пор более 97% сделок по банковским картам приходится на снятие наличных.
Данные опроса заставляют предположить, что в текущем году темпы роста банкоматной сети снизятся: в 2004 году более 50% участников опроса назвали ее развитие в качестве одного из приоритетов стратегии, в текущем году - лишь 31%. На первое место выйдет расширение функционала банкоматов (возможности проведения платежей, приема наличных, вкладных операций и др.). Например, в 2004 году только 24% банков планировали развивать безналичные платежи через банкоматы, в текущем году - уже 37%.
Приоритеты банков в области технологий меняются в пользу систем дистанционного банковского обслуживания. Если в 2004 году заявляли об их развитии только 30%, то в 2005-м - уже 60%.
А вот планы в области открытия новых офисов изменились несильно: 65% опрошенных против 76% в 2004 году планируют развивать сеть филиалов и дополнительных офисов.
Куда пойдут банки
Подведем итоги. В 2004 году "звездами" банковского ритейла - быстро растущими емкими сегментами - стали экспресс-кредитование в офисах банков, торговых сетях и автокредитование. В текущем к ним добавится сегмент кредитных карт, в который в 2004 году вышли 14% банков.
К концу этого года свыше половины банков региона будут готовы предоставлять жилищные кредиты, однако реальная активность на этом рынке прямо зависит от того, насколько эффективна окажется система рефинансирования, а также от уровня ставок. Если ускорившаяся в стране инфляция приведет к росту ставок, вряд ли этот сегмент перейдет в разряд "звезд".
Произошли изменения в части развития технологий и инфраструктуры. В текущем году банки от экстенсива в развитии перейдут к интенсиву. Если прошлый год стал годом рекордного роста банкоматов, то в приоритетах текущего - расширение их дополнительного функционала, а также вложение в системы дистанционного обслуживания через другие каналы.
Необходимо также отметить, что за последний год произошло серьезное улучшение институциональной среды рынка банковского ритейла: подавляющее большинство банков принято в систему страхования вкладов, кроме того, вступил в действие закон о кредитных историях. В долгосрочной перспективе это даст серьезный дополнительный стимул рынку кредитных услуг благодаря росту стабильности, увеличению сроков пассивов и снижению рисков.