Поверить в город. И в себя

27 июня 2005, 00:00
  Урал

Редакционная статья

Как превратить серый провинциальный город в яркий деловой центр мирового уровня?

Первое, ключевое условие - высокий уровень экономической активности: его обеспечивают промышленность и торговля, транспорт и логистика. Второе - деньги: они могут прийти как по линии государства (содружества государств), так и в рамках международных проектов.

Один из примеров - Бирмингем. Этот "инвалид" войны за индустриальную мощь британской короны получил деньги на выздоровление от Европейского Союза и очень эффективно ими распорядился. Теперь он вошел в пул городов, рекомендованных для проведения конгрессов и спортивных соревнований международного уровня.

Испанская Барселона сумела выиграть конкурс на право проведения летней Олимпиады, и это стало мощным стимулом для подъема самосознания ее жителей. Бывшие олимпийские объекты стали сегодня местом реализации культурных и гуманитарных акций европейского масштаба.

Отсюда вытекает еще одно условие: городское переустройство должно иметь хорошее идейное наполнение, следует создавать проекты, способные сохранить актуальность и через 10 - 20 лет.

Екатеринбуржцы, наверное, помнят, как в середине 90-х губернатор Свердловской области Алексей Страхов продвигал идею проведения в 2002 году в столице Среднего Урала зимних Олимпийских игр. Он даже утверждал, что договорился с концерном Volvo о финансировании строительства новых спортивных сооружений и гостиниц. Шведы в город так и не пришли, а вскоре и сам Страхов, проиграв выборы, перебрался в Москву.

Очевидно: придать городу образ современного мегаполиса, интересного для проектов международного уровня, невозможно одним только желанием чиновника, даже трижды амбициозного. Необходимо формировать среду, благоприятную для инвесторов, строить отношения на условиях частно-государственного партнерства.

Екатеринбург отличается от подавляющего большинства региональных центров тем, что, во-первых, здесь сконцентрированы головные конторы или как минимум менеджерские команды целого ряда компаний федерального масштаба. Во-вторых, город переживает экономический бум во многих секторах, включая недвижимость. В-третьих, он - реальный кандидат на роль транспортно-логистического центра страны.

Тема этого номера - городские проекты, инициированные крупнейшими частными российскими компаниями с привлечением ведущих зарубежных строительных фирм и архитектурных бюро. Столица УрФО уже заждалась таких проектов - смелых и современных, способных качественно преобразить город. Интересно, что к Екатеринбургу проявил интерес достаточно консервативный французский бизнес. Это тоже показательный и обнадеживающий факт.

Что должны сделать в этой ситуации органы власти? Необходимо создать четкую и прозрачную систему взаимодействия всех разрешительных и контролирующих служб, модернизировать транспортную систему, пропускная способность которой достигла в Екатеринбурге предела. Здесь может пригодиться опыт того же Бирмингема, где, кстати, уже побывали в командировках около 200 сотрудников екатеринбургской мэрии (подробнее см. "Фокус Бирмингема", "Э-У" 48 от 20.12.04).

Но, пожалуй, еще более важно зажечь идеей городского переустройства всех жителей. В Барселоне, где любит отдыхать глава Екатеринбурга Аркадий Чернецкий, в процесс сумели вовлечь даже полуграмотных цыган. На месте трущоб появились новые объекты, и большинство обитателей бывших грязных кварталов (после реализации серии специально разработанных гуманитарных и образовательных проектов) нашли себе применение в индустрии гостеприимства. Екатеринбургу с его образованным населением в этом смысле, наверное, проще. Но уже сейчас нужно работать над улучшением общественной атмосферы в городе, повышением качества услуг. Имидж территории создается не отелями-кораблями, а конкретными людьми.