- Каковы перспективы британских компаний нефтегазового сектора на российском рынке?
- Они считают Россию самым крупным рынком: их технологии очень хорошо пойдут здесь не только на море, например шельфе Баренцева, но и на суше. Мы надеемся, следующий год будет очень перспективен для вложений в российскую нефтегазодобычу: рассчитываем выиграть большие контракты. Мы и сейчас какую-то долю средств тратим здесь, но планы гораздо существенней.
- О планах, пожалуйста, подробней.
- Часть проектов находится в фазе ведения переговоров. Это проекты с компаниями ТНК-ВР и ЛУКойл, проекты на суше и на море, а также трубопроводные. Думаю, конкретнее говорить пока не стоит, чтобы не подвергать проекты риску.
- Как британские промышленники оценивают российский инвестиционный климат?
- Россия - трудный рынок, но есть примеры компаний, которые вошли на него и успешно работают. В конечном счете все сводится к пониманию норм ведения бизнеса (налогообложения, лицензирования), которые действуют в России. Они, конечно, отличаются от тех механизмов, к которым мы привыкли в Великобритании. Сложно, когда компания впервые сталкивается с российским законодательством, скажем, когда заключает первый контракт. Но эти трудности преодолимы.
- Представители зарубежных компаний говорят о коррупции в России. Обсуждается ли эта проблема на уровне правительств государств?
- Да, слухи о российской коррупции ходят. Но все, что мы можем сделать - указать правительству России на эту проблему с тем, чтобы оно начало ее решать.
- Помогает ли правительство Великобритании своим компаниям в продвижении проектов на территории России?
- В зависимости от того, какую продукцию или услуги компании предлагают, через министерство международной торговли и совет по энергетической безопасности им даются рекомендации и советы, как следует выходить на те или иные рынки. Британское правительство старается предусмотреть трудности, с которыми столкнется бизнес.
- Как вы считаете, будут ли ущемлены иностранные компании, если правительство РФ запретит им участвовать в аукционах по ряду месторождений?
- Компания ВР вложила до 4 млрд долларов в холдинг ТНК-ВР. Эта сделка превратила Великобританию в самого крупного инвестора в российскую экономику, и она должна быть прибыльной для ВР. Но если запрет все-таки будет наложен, мы станем искать выход на те или иные проекты разведки и разработки месторождений через российских операторов. Участие британских компаний позволит развиваться и российскому бизнесу.