Фабрика грез

29 августа 2005, 00:00
  Урал

О перспективах марки Skoda в России рассказывает руководитель подразделения компании "Фольксваген Груп Рус" Штефан Худоба, недавно посетивший Екатеринбург с рабочим визитом

- Господин Худоба, в чем, на ваш взгляд, специфика ведения бизнеса в России?

- Когда я переезжал в Россию, мне все говорили: здесь нужна жесткая, твердая команда, без давления ничего не сделаешь. Но я попробовал быть примером для своих сотрудников: человеком, который любит свое дело и уважает тех, с кем работает. К счастью, очень многие это поняли. Я горд, что выработал свою "русскую" модель управления.

Отмечу еще одну характерную особенность. Я был очень удивлен тем, как здесь через рекламу можно влиять на клиента. Россия - одна из немногих стран, где население доверяет рекламе. Наверное, пройдет еще немало времени, пока оно поймет: лучше один раз попробовать, чем сто раз услышать. Приобретение авто как долгосрочная инвестиция не должно основываться на эмоциях. Потенциальный клиент на Западе хочет знать, можно ли будет продать подержанную машину, есть ли на нее запчасти, предоставляет ли дополнительные услуги региональный дилер, возможно ли сделать ремонт, дадут ли на это время новое авто. Skoda может ответить на эти вопросы утвердительно, но в России их еще никто не задает, смотрят только на цену.

- Представительство марки Skoda в России создано два года назад - довольно поздно по сравнению с другими европейскими производителями. В чем причина?

- Продажи легковых автомобилей Skoda в России начались в 1993 - 1994 годах. Концерн экспортировал автомобили через десять российских компаний. Мы рассчитывали, так бизнес будет развиваться лучше. Что до какого-то времени, возможно, и было... Но наша ошибка состояла в том, что импортеры основали специфическую российскую систему "неоколониализма": основные продажи были в Москве, а развитию дилерской сети в регионах не уделялось должного внимания. Поэтому в 2003 году мы перешли на систему единого импортера в рамках российского представительства концерна, объединяющего производителей Volkswagen, Audi и Skoda . А кроме того, мы, как и многие, недооценили емкость российского рынка.

- То есть у завода были другие приоритеты?

- Да, есть другие рынки (всего мы работаем в 74 странах мира), которые очень хорошо развиваются, и прибыль на них выше, чем в России. В этом, кстати, основная причина падения продаж у вас в стране (на 19% в 2004 году. Ред.): мы не можем продавать больше, чем производим, приходится перераспределять автомобили в пользу более выгодных рынков. Последние несколько лет заводы Skoda в Чехии работают на пике производственных возможностей, выпуская около 500 тыс. автомобилей в год.

- Что это за рынки?

- Германия: там, как известно, самая высокая конкуренция, но Skoda из года в год увеличивает продажи. Хорошо было воспринято знакомое немцам качество Volkswagen по более низким ценам. В Великобритании Skoda также стала очень популярной маркой: по мнению клиентов, по уровню качества она занимает второе место после Lexus. Это кардинальные изменения по сравнению с годами социализма, когда ходили анекдоты про машину, были проблемы с реализацией.

- В России у Skoda много сильных конкурентов в том же ценовом сегменте. Не боитесь окончательно упустить динамично растущий рынок, перераспределяя машины не в его пользу? Что планируете делать?

- Значительные средства компания вкладывает в постоянное расширение производства. Мы организовали сборку в Украине (30 тыс. автомобилей), Казахстане (5 тыс. авто), Индии (10 тыс. авто), готовимся к открытию линии в Китае. К 2008 году планируем увеличить объем выпуска на 800 тысяч.

- Появится ли новый завод Skoda в России?

- Да, ожидается, что это будет совместный проект с Volkswagen в Московской области завод, производящий не менее 50 тыс. авто. Только сборки здесь будет недостаточно, мы планируем открыть линии производства запчастей и комплектующих.

- В ближайшие лет пять?

- Говорить об автомобильной индустрии в столь отдаленной перспективе - это утопия. Мы имеем в виду двух-трехлетний период.

- Какой политики в отношении дилерской сети вы придерживаетесь?

- В течение двух лет мы провели жесткую реструктуризацию нашей дилерской сети: из 69 предприятий только 24 выполняли все требования корпоративных стандартов. Со временем мы доведем эту цифру до 40, а в ближайшие пару лет расширим дилерскую сеть до сотни компаний. Новые дилеры появятся во всех городах с населением более миллиона человек (на Урале такие города уже охвачены. - Ред.). Строительство одного салона обойдется дилерам в сумму порядка миллиона долларов.

- Как вы оцениваете потенциал уральского автомобильного рынка?

- Для нас Урал очень интересен. Нам повезло, мы нашли правильных людей в Екатеринбурге (автосалон МС, к примеру, по итогам полугодия стал лидером среди региональных дилеров), в Челябинске, Перми, Уфе и Тюмени, где в следующем году будет открыт новый шоу-рум Skoda. Кроме того, дополнительный стимул развитию региона дает близость к нашему казахскому предприятию.