Вези, пока везет

Инна Гладкова
12 сентября 2005, 00:00
  Урал

Доходы предприятий, ориентированных на внешний рынок, растут под влиянием благоприятной мировой конъюнктуры. Однако цены по некоторым статьям экспорта уже стабилизируются. Следствием станет еще большая диспропорция его структуры

Ураган Катрина, про­несшийся по по­бережью американских штатов Луизиана, Ала­бама и Миссисипи 29 августа, отодвинул снижение цен на нефть - в Мексиканском заливе добывается около четверти всей нефти США. 1 сентября цена на российскую нефть марки Urals достигла исторического максимума - 61,58 доллара за баррель. Нефтегазовая промышленность России, в частности Урала, получила импульс к дополнительному росту экспортных доходов.

Объем экспорта Уральского региона за 2004 год, по данным рейтинга, достиг 44,7 млрд долларов. Рост по отношению к предыдущему году составил 47%. Товарная структура экспорта изменилась: нефтегазовая промышленность и черная металлургия увеличили доли (на 7 и 5% до 40% и 31% соответственно) за счет сокращения остальных секторов (см. список 1). В суммарном объеме экспорта (с учетом подразделений холдингов - см. список 1 и список 2) продукция ТЭК выросла до 61%. Основным фактором подъема экспортных доходов уральских компаний остается мировая конъюнктура.

Разгон

Подъем цен на нефть марки Urals на мировом рынке начался в 2002 году и с тех пор только ускоряется: средняя цена 2003-го увеличилась по сравнению с 2002-м на 14%, а 2004-го относительно 2003-го - на 25%. В лидерах экспорта продукции нефтегазовой промышленности Урала - ТНК-ВР и ЮКОС: на них приходится около 67%. Еще 21% совокупного экспорта принадлежит Сургутнефтегазу.

Второй год подряд растут мировые цены на продукцию черной металлургии. Средняя цена трубной заготовки в прошедшем году по сравнению с 2003-м выросла на 51%, горячекатаного листа - на 72%, холоднокатаного - на 46%. Лидер в этой отрасли - Магнитогорский металлургический комбинат: на него приходится около 60% экспортных поставок, причем за год объем увеличился на 61%. Еще около 23% обеспечили в совокупности Нижнетагильский металлургический комбинат (входящий в Евразхолдинг) и "Мечел".

На продукцию химической и нефтехимической промышленности в совокупном экспорте компаний обоих списков приходится 7%. Более половины зарубежных поставок - общий вклад Салаватнефтеоргсинтеза (27%), Уралкалия (14%) и Сильвинита (12%). Еще 21% экспорта - доля башкирского нефтехима в лице Уфанефтехима, Уфимского и Ново-Уфимского нефтеперерабатывающих заводов.

Вслед за ценами на нефть росла и стоимость нефтепродуктов: за десять месяцев 2004 года на европейских товарных биржах цена автомобильного бензина поднялась на 65,4%, дизельного топлива - на 80,2%, мазута - на 35,7%. В итоге экспорт Салаватнефтеоргсинтеза вырос на 257%.

В 2004 году наблюдалось оживление на мировом рынке калийных удобрений: поднялся спрос, за ним и цены (см. интервью с главным инженером компании ОАО "Сильвинит" Ростямом Сабировым). Экспорт Сильвинита возрос на 27%, Уралкалия - на 65%. Оба предприятия под влиянием мировой конъюнктуры нарастили объемы производства хлористого калия - 15 и 20% соответственно. На экспорт идет основная часть продукции всех трех лидеров отрасли.

Стабильно растут цены на продукцию цветной металлургии. Средняя цена меди на Лондонской бирже металлов в 2004-м по сравнению с 2003-м поднялась на 45%, никеля - на 44%, цинка - 27%, ферротитана - 22%, алюминия - 20%. Основные экспортно-ориентированные игроки - предприятия СУАЛа (алюминиевый комплекс; 41% в совокупном объеме двух списков), холдинг УГМК (медные предприятия; 26%), ВСМПО-Ависма (один из крупнейших мировых производителей титана; 10%) и два никелевых комбината - Уфалей­никель и Южуралникель (оба по 4%). Все предприятия существенно нарастили объемы поставок: входящие в СУАЛ на 40%, УГМК - на 113%, ВСМПО - на 44%, Южуралникель - на 61%, Уфалейникель - на 264% (основная причина - остановки производства продолжительностью до месяца в 2003 году).

Отклонение

В общем объеме экспортных поставок федеральных подразделений и самостоятельных компаний продукция машиностроения составляет около 2%. Ведущие игроки отрасли представлены в рейтинге самостоятельных предприятий (их доля 4%). Основной вклад в экспорт (40%) внесли Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО; авиадвигатели) и Уралвагонзавод.

С точки зрения финансовых результатов 2004 год для обоих предприятий был неудачен: объем экспорта УМПО вырос всего на 1%, Уралвагонзавода - снизился на 50%. Моторостроители экспортируют авиадвигатели в рамках договоров поставки российских истребителей в Индию и Китай. На снижении экспортной выручки сказалось падение курса доллара (потери приблизительно 8 - 10%) и переориентация на производство гражданской продукции (на экспорт идет в основном военная продукция). Уралвагонзавод также наращивал производство гражданской продукции: в 2003 году прирост составил 169%, в прошлом доля увеличилась еще на 28,6%.

Долю гражданской продукции оборонные предприятия увеличивают для собственной стабильности: с сокращением гособоронзаказа их финансовое благополучие напрямую зависит от экспорта военной продукции, а значит, резко возрастают политические риски. В результате Уралвагонзавод, завершив в апреле прошлого года поставку танков в Индию, стал основным изготовителем полувагонов для РЖД до 2010 года (сумма контракта 4 млрд долларов). На базе ММПП "Салют" (Москва) и УМПО в 2003 году создана корпорация "Газотурбинные двигатели". В середине июля на УМПО началось производство одноразовых шприцев, существенная часть которых будет поставляться в Бразилию.

Торможение

Маятник конъюнктуры мировых рынков между тем теряет амплитуду. Средняя цена нефти марки Urals с начала 2005-го поднялась еще на 39%. Но прогнозируется замедление роста мирового спроса на нефть: он не превысит 1,8% (в 2003-м - 2,6%, в 2004-м - 4,8%). Кроме того, добыча нефти в России замедляется: в январе - июле текущего года она увеличилась на 2,6%, тогда как в аналогичном периоде 2004-го - на 10,3%. На объеме экспорта это пока не скажется. Но уже 2006-й чреват потерей динамики роста нефтяных экспортных доходов.

В черной металлургии рецессия наступит уже в этом году: средняя цена трубной заготовки за первое полугодие-2005 по сравнению с уровнем 2004 года сократилась на 5,3%, горячекатаного листа - на 0,6%, холоднокатаного - пока увеличилась на 5,2%.

Рост потребления стали в странах Европы, СНГ и участниках NAFTA (Северо-Американского соглашения о свободной торговле, заключенного между США, Канадой и Мексикой), по прогнозам, будет незначительным и даже сократится (в частности, в США, втором потребителе стали в мире после Китая, ожидается спад на 3,5%). Сокращение компенсируется ростом потребления в Центральной и Южной Америке (8,6%), странах Азиатско-Тихоокеанского региона (6,5%), Африки (4,2%) и Ближнего Востока (5,4%). Но и здесь темпы местами также ниже уровня 2004 года.

Почти треть стали в мире потребляет Китай. Однако "великий дракон" активно наращивает собственное производство: по данным Международного института чугуна и стали, в 2004 году рост составил 23%, по итогам января - июля 2005-го - 28%. Поэтому Китай будет снижать объем ввоза: если в 2003 году он увеличился на 25%, то в прошлом - уже только на 13%, а на текущий и следующий год прогнозируется 11 и 9% соответственно. Это может негативно сказаться на мировых ценах. В итоге экспорт черной металлургии по результатам 2005 года рискует уменьшиться. В прошедшем году выплавка стали в России уже сократилась. Производители делают ставку на внутренний рынок (см. интервью с генеральным директором ОАО "ММК" Геннадием Сеничевым).

Мировые цены на продукцию цветной металлургии, несмотря на замедление темпов роста (алюминий - 7%, медь - 16%, никель - 13%, цинк - 22%), остаются на высоком уровне. Спрос на цветные металлы по-прежнему превышает предложение. Подъем мирового авиастроения положительно скажется на показателях экспорта ВСМПО-Ависма: титановый холдинг может увеличить поставки для Boeing и Airbus. В целом экспорт отрасли останется в 2005 году существенным, но из-за стабилизации цен и опережающего роста в нефтегазовой промышленности доля цветной металлургии в совокупном экспорте уральских предприятий грозит сократиться.

В прошлом сентябре произошло существенное для всей российской цветной металлургии событие: созданием управляющей структуры закончилось оформление Русской медной компании. Тем не менее в ближайшей перспективе этот холдинг на объемы экспорта Урала влиять не будет: 15-процентные экспортные пошлины - существенный барьер для вновь образованной компании. Кроме того, ее металлургический комплекс только начинает развиваться. Приоритетом для РМК пока является внутренний рынок потребления цветных металлов. Но он еще слишком узок, поэтому в целом российские производители вынуждены предпочитать экспорт.

Ситуация с экспортом продукции машиностроения на Урале во многом определяется контрактами Уралвагонзавода и УМПО. По словам заместителя директора Центра анализа стратегий и технологий (неправительственного научно-исследовательского центра, специализирующегося на анализе ситуации в военно-промышленном комплексе России) Константина Макиенко, сейчас доля гражданской продукции в общем объеме производства Уралвагонзавода приближается к 90%. А основную роль в формировании экспортных доходов играет военная продукция. Закрепление на мировом рынке, в особенности европейском, - стратегическая цель компании. Но новых крупных контрактов на поставку вооружения завод не заключил. Значит, по итогам текущего года можно ожидать дальнейшего снижения экспорта.

УМПО в апреле прошлого года выиграло тендер на экспорт 180 реактивных двигателей в Индию на сумму более 200 млн долларов. Поставки должны начаться уже в этом году, что может отразиться на экспортной выручке-2005. Кроме того, в ближайшее время УМПО приступит к выпуску авиадвигателей для Су-35. Потенциальные покупатели - Китай, Индия, страны Африки.

Из-за эскалации цен на нефть, поднимается и стоимость нефтепродуктов: это благоприятно отразится на экспорте уральских компаний нефтехимической промышленности. На рынке калийных удобрений также ожидается рост. С учетом того, что уральские компании отрасли наращивают производственные мощности, а основная их продукция идет на внешние рынки, можно ожидать подъема экспортных доходов. Однако есть риск: расширение производства опережает рост потребления, это может негативно сказаться на динамике цен.

Итак, благоприятная конъюнктура продолжает бег, начатый два года назад. Правда, его темп падает. Предприятия региона пока имеют время и деньги, чтобы повысить конкурентоспособность товара на внешнем рынке. Уральский экспорт сохранит или чуть снизит динамику: его основа - продукция нефтегазовой промышленности - востребована. Однако ускоренный рост цен на продукцию ТЭК на фоне стабилизации по другим отраслям увеличит диспропорцию экспортной структуры. А это означает рост рисков, неизбежный при опоре экономики на единственную отрасль.