Во время последней Недели прет-а-порте в Екатеринбурге побывали специалисты Хаддерсфильдского университета (Великобритания) Диана Эйр и Марк Хэрроп. Они провели семинары и мастер-классы по менеджменту и маркетингу моды для студентов и преподавателей Уральской архитектурно-художественной академии. Английская образовательная система считается одной из лучших в мире. О подготовке дизайнеров мы расспросили Диану Эйр, главу службы международных связей Школы искусства и дизайна при университете.
- Насколько я знаю, одно из главных отличий британского образования в сфере моды от российского - в практической направленности. Как она достигается?
- Образование строится таким образом. Два года учебы, затем год работы на производстве (это может быть мастерская или предприятие), еще год учебы и защита диплома. Реальные практические навыки студенты получают с первых месяцев занятий, учатся строить выкройки, в том числе с помощью компьютеров, применять технологии, существующие в промышленности. В университете есть специальные люди, отвечающие за практику, ведь наша главная цель - подготовить дизайнеров для производства.
- Как осуществляется связь дизайнеров и производителей?
- В Британии существует ассоциация производителей одежды, которая объединяет и студентов, и дизайнеров, и производственников, и торговлю. При ней действует совет или центр, где эти люди встречаются и обсуждают, что происходит в мире моды и как им на эти процессы реагировать.
- Как часто обновляются учебные программы?
- Пересматриваем каждый год. Если что-то продвигается успешно, развиваем тему, если продукт невостребован, тормозим. Программа - результат коллективного труда, даже студенты могут подавать свои пожелания. Утверждает программу специальная комиссия. Система быстрого, гибкого ее изменения технологически отработана, корректировка учебного плана - норма.
- Каковы последние новинки образовательного процесса?
- Расширяем тему бизнеса. Мало того, что дизайнеры должны знать свою профессию, они должны обладать и деловыми навыками.
- Проводят ли ваши студенты собственные исследования рынка одежды?
- Мы побуждаем их к этому. Студенты готовят анкеты, проводят опросы. Спрашивают, что люди хотят носить и сколько денег тратят на одежду. Дизайнер должен ориентироваться в рынке, в котором будет работать. Какой смысл проектировать дорогие вещи, если их не станут покупать?
- Что, по-вашему, для студента важнее: креативное мышление или знание рынка?
- Думаю, начинающему очень важно инновационное мышление, а также страсть к делу: теории и практике научить можно, а сделать человека творческим гораздо сложнее.