Необъятная страна

Светлана Ханафиева
26 сентября 2005, 00:00
  Урал

О специфике российского рынка рассказывает Ханс-Дитер Келлер, глава подразделения Volkswagen компании "Фольксваген Груп Рус"

- Господин Келлер, с марта этого года вы работаете в России. Каковы ваши первые впечатления?

- Первые месяцы, которые я провел здесь, меня ошарашили. Я был впечатлен размерами страны: за то время, что я добирался из Москвы до Екатеринбурга, в Германии я мог бы два раза слетать туда и обратно... Но мне понравилось.

- Огромные территории предполагают сильные позиции государства. Насколько деятельность российских чиновников открыта по отношению к зарубежным инвесторам?

- У меня лично проблем нет. Я сам представитель "чиновничьего" государства, административные органы которого имеют те же корни, что и в России. Несмотря на сильное сопротивление автомобильного лобби, иностранные автопроизводители все же решаются открывать в вашей стране производство (сейчас иномарки собирают на шести площадках. - Ред.). Конечно, хотелось бы, чтобы были снижены таможенные пошлины, тогда мы могли бы предлагать более приемлемые цены.

- Как вы оцениваете российский рынок?

- В противовес Европе это быстрорастущий рынок, спрос на автомобили неудовлетворен. Рынок автомобилей иностранного производства за 2004 год удвоился (по данным АЦ "Э-У", прирост составил 79%. - Ред.). Объем продаж иномарок ожидается на уровне 550 тысяч в 2005 году и 600 - 650 тысяч в зависимости от роста доходов населения в 2006-м.

- По нашим данным, в прошлом году екатеринбургские дилеры Volkswagen испытывали затруднения с поставкой машин: спрос опередил предложение. Как вы планируете решать эту проблему?

- Из-за быстрого роста Россия для нас приоритетный рынок, поэтому квотирование в чистом виде здесь неприменимо и в ближайшее время будет отменено. В будущем мы гарантируем стабильное удовлетворение потребностей клиентов. Хотя мне лично приятней ситуация, когда спрос все-таки немного впереди (смеется).

- Вы будете наращивать производственные мощности или уменьшать квоты других стран?

- Volkswagen сейчас в стадии переговоров по поводу открытия производства под Москвой. (Подробности, связанные со строительством завода, г-н Келлер обсуждать отказался, сославшись на нежелание вмешиваться в ход переговоров и отсутствие информации по этому вопросу. - Ред.)

- Что еще необходимо учитывать, работая в России?

- Здесь зачастую бывает тяжело получить некоторую статистическую информацию, например, мы знаем количество зарегистрированных в стране автомобилей, а по конкретным регионам таких данных нет, они оценочны.

- Статистика не ведется или ее сложно получить?

- Ведут ее многие: органы статистики, ГИБДД и другие. Но цифры у них расходятся. Приходится выводить среднее. В Германии же существует единая централизованная база данных с точностью до одного автомобиля, которая обновляется ежедневно. Информация абсолютно открыта, а здесь нам приходится прикладывать определенные усилия.

- Как вы оцениваете ситуацию по продажам в регионах?

- Я уже побывал в Краснодаре, Тольятти, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге. Но этого слишком мало, чтобы делать какие-то выводы. Успел отметить высокие темпы роста экономики регионов, и в будущем наверняка произойдет перераспределение продаж в их пользу. Сейчас на регионы приходится не более 20%, остальное держит столица.

- На какие регионы вы делаете ставку?

- Все равны. Все будет зависеть от персонала и руководства дилеров - насколько успешно они поведут дела.

- В таком случае как вы оцениваете уровень квалификации персонала, который занят на ваших предприятиях в регионах?

- Отмечу хорошие базовые знания и уровень образования, а также чрезвычайный интерес к автомобильной технике, гораздо сильнее, чем в Европе. Мы много делаем для повышения квалификации сотрудников. Разработаны квалификационные стандарты, по которым проводится обучение - как выездное, так и на местах. Работает постоянная горячая линия для решения текущих вопросов.

- Каковы потребительские предпочтения россиян?

- Самый популярный Volkswagen в России - Touareg, на втором месте - Passat, затем идут автомобили компакт-класса. По сути, здесь мы предлагаем тот же продукт, что и в Европе, только адаптированный к российскому климату.

- Volkswagen в переводе с немецкого -народный автомобиль. Тем не менее модельный ряд не ограничивается Pointer за 10 тыс. долларов, а включает и более дорогие марки, к примеру, Phaeton стоимостью от 80 тыс. долларов. Не дезориентирует ли потребителя такая ценовая политика?

- Ценовая политика не всегда играет решающую роль. Мы стремимся охватить клиентов с различным уровнем дохода. У нас покупают и седаны, и кабриолеты, и автомобили представительского класса.

- Однако по итогам полугодия 2005 года Volkswagen в России по объему продаж занял всего 12 строчку...

- Место, которое мы занимаем, меня абсолютно не интересует. Стратегию развития нельзя ставить в зависимость от доли на рынке: важно, что на новые тысячи машин мы получим новые тысячи клиентов. В этом году мы планируем продать на четыре-пять тысяч автомобилей больше (прирост до 70%. - Ред.), чем в прошлом.

Ханс-Дитер Келлер

Имеет обширный опыт работы в автомобильной отрасли в Германии. В его послужной список входят продажа коммерческих автомобилей Mercedes-Benz и руководство сбытом BMW в Штутгарте, управление дилерским предприятием Audi Zentrum Muenchen. В течение 11 лет он отвечал за Volkswagen в регионе "Sued" ("Юг") Германии и курировал деятельность 350 дилерских предприятий и сервисных центров.

С марта 2005 года г-н Келлер возглавил марку Volkswagen в России в составе импортера концерна, объединяющего производителей Volkswagen, Audi, Skoda ("Фольксваген Груп Рус"). В настоящее время живет в Москве. Несмотря на языковой барьер, любит русский театр, поклонник русской кухни.