Про ТЭК и хай-тек

Юрий Немытых
3 октября 2005, 00:00
  Урал

Компании нефтегазового комплекса обладают большими финансовыми ресурсами, и за счет этого хорошо продвинулись в развитии информационных технологий. Но при внедрении они сталкиваются с типичными проблемами

Предприятия ТЭК всегда входили в число ключевых и одновременно наиболее требовательных клиентов ИТ-рынка. Обладая привлекательными для всех без исключения поставщиков ИТ-бюджетами, они могут позволить себе, по определению директора Уральского представительства "Документум" Виктора Насобина, "быть капризными". Но дело не только в этом: как считают представители большинства ИТ-компаний, эти предприятия обладают уникальной спецификой, влияющей на выбор и сам процесс внедрения ИТ-решений.

Обречены на внедрение

Консолидация нефтяных компаний в вертикально-интегрированные холдинги требует введения единых стандартов управления, делопроизводства, формирования отчетности. Территориальная распределенность затрудняет использование традиционных бумажных технологий и диктует максимально возможный уровень автоматизации. К высоким темпам развития ИТ в отрасли располагает и работа на экспорт: требования зарубежных контрагентов и инвесторов - хороший стимул. Формируя систему учета и отчетности с использованием ИТ-решений, применяемых во всем мире, предприятия чувствуют себя более уверенно. К тому же инвестиции в ИТ напрямую связаны с капитализацией компании. Некоторые специалисты утверждают даже, что уровень автоматизации нефтяной компании легко отследить по котировкам ее ADR.

Заместитель начальника управления информационных технологий ООО "Ямбурггазодобыча" Александр Рождественский к числу факторов, мотивирующих предприятия нефтегазового сектора к развитию ИТ, относит необходимость увеличения объемов разведанных запасов, интенсификации работы эксплуатирующихся скважин, оптимизации транспортировки и переработки нефтепродуктов. Директор по маркетингу и продажам компании Convera Павел Зотов отмечает небольшую текучесть кадров в ИТ-подразделениях нефтяных и газовых компаний, что значительно упрощает сопровождение, техподдержку и дальнейшее развитие систем, а также низкую коррумпированность административного персонала и ИТ-структур. Последнее связано с высоким уровнем заработной платы специалистов по информационным технологиям. "По сравнению с другими отраслями в проект вовлекается небольшое число аффилированных структур, и редки случаи, когда сам проект возникает ради участия в них аффилиатов".

Между тем есть ряд причин, затрудняющих внедрение ИТ на предприятиях ТЭК.

Не каждому по плечу

Помимо классических проблем, имеющих место при разработке и внедрении того или иного решения на любом крупном производственном предприятии, к примеру, человеческого фактора, компании нефтегазового сектора богаты на отраслевые трудности.

Во-первых, отмечает директор по ИТ компании "Скайтек" Александр Долгих, это необходимость автоматизации широкого круга бизнес-процессов (производство, хранение, транспортировка, оптовая и розничная реализация нефтепродуктов, аренда, франчайзинг, реклама), что выливается в высокие требования к функционалу информационных систем. С коллегой согласен исполнительный директор ЗАО "Тюмбит-АСУ" (Тюмень) Евгений Карасев: "Нефтегазовые предприятия часто многопрофильны, занимаются многими видами деятельности - от гражданского строительства, содержания больших транспортных цехов и до строительства трубопроводов. Соответственно, необходимо иметь штат квалифицированных специалистов, имеющих опыт работы в данных видах деятельности".

Во-вторых, предприятия отрасли отличаются непрерывным характером производства, транспортировки и реализации продукции. Значит, большинство информационных систем должны работать в режиме реального времени.

В-третьих, для большинства компаний характерна активная динамика бизнес-процессов, заданная влиянием политической и экономической обстановки внутри страны и в мире, адаптация под требования рынка. Это приводит к постоянным изменениям в ценовой политике, вызывает необходимость корректировки и уточнения данных уже после завершения операций хозяйственной деятельности.

В-четвертых, жесткая система отчетности перед головной организацией порождает необходимость в большом количестве разнообразных форм отчетов, подающих информацию в различных разрезах. "Предприятия обязаны предоставлять консолидированную отчетность в вышестоящие структуры холдингов, часто с помощью специализированного ПО, поэтому может потребоваться либо интеграция, либо отчетность, позволяющая быстро внести данные в ПО", - рассказывает Карасев.

В-пятых, в автоматизации нуждаются сугубо специальные задачи, не имеющие аналогов в других отраслях. Так, прежде чем организовать нефте- или газодобычу, должны быть проведены исследования, результаты которых необходимо собирать, систематизировать и сопоставлять для проектирования дальнейших работ. И здесь основная задача ИТ - обеспечить процессы "моделирования недр" достаточными вычислительными ресурсами. Достоверные геомодели необходимы специалистам компаний для определения оптимального метода бурения.

Как ни парадоксально, единоначалие оказывает негативный эффект на качество внедрений
Заразный монополизм

Рынок ИТ-решений для нефтегазовой отрасли более узок, чем для любой другой. Объемы финансирования привлекают самых сильных игроков, сложность и многочисленность задач отсеивает остальных. А наличие в значительной части холдингов западного акционерного капитала во многом обуславливает выбор западных же продуктов.

Особенно это заметно на уровне головных предприятий и автоматизации управленческой деятельности центральных офисов компаний. Так, в качестве ERP-системы практически повсеместно используется SAP R/3 (см. интервью с директором нефтегазового сектора компании SAP в странах СНГ Романом Журавлевым). Сегодня суммарное количество пользователей SAP в нефтегазовой отрасли России превышает 11 тысяч и в ближайшие годы, по прогнозу исполнительного директора компании "АБ Консалт" Александра Гуревича, будет неуклонно расти. Внедряется хорошо зарекомендовавшее себя в зарубежных нефтегазовых концернах специальное отраслевое решение SAP for Oil & Gas.

Александр Гуревич объясняет его популярность следующим образом:

- Разработки, предлагаемые SAP нефтяникам и газовикам, ориентированы на традиционные задачи в управлении нефтегазовым бизнесом. На мой взгляд, большую роль в продвижении решений SAP на российском рынке сыграло историческое сходство управленческой культуры в Германии и России: более 80% используемых в бизнесе двух стран технологий менеджмента строились на одних и тех же принципах. В силу этого и подходы к автоматизации процессов управления крупными холдингами аналогичны.

Однако на более низких уровнях, например в территориальных подразделениях, зачастую внедрены и продолжают внедряться российские разработки. Во многом это объясняется разницей в цене: филиалам просто не потянуть тяжеловесный западный продукт. Так, наряду с R/3 в качестве ERP распространена отечественная "Галактика".

До и после

Тот факт, что автоматизация нефтегазового сектора по плечу далеко не каждой компании, и к ней допущены только профессионалы, сыграл для отрасли положительную роль. Представители и заказчиков, и поставщиков отмечают: уровень проникновения ИТ на предприятиях нефтянки выше, чем в других отраслях и сравним, пожалуй, только с банковской сферой.

По словам руководителя отдела внедрения компании DIRECTUM Михаила Перевозчикова, ярким примером комплексного подхода к автоматизации является ОАО "Удмуртнефтепродукт". Здесь внедрена система "Бизнес Люкс": бухгалтерский учет, управление материальными ресурсами и расчетами по договорам. Что она дала компании? Эффект первый - оперативность информации. До внедрения: специалисты нефтебаз раз в неделю готовили товарные балансы в формате Excel и высылали по электронной почте в управление, затем специалисты отдела ИТ-управления готовили сводный товарный баланс для руководства. Цифры, отмечает начальник отдела информационных технологий ОАО "Удмуртнефтепродукт" Леонид Нечаев, были общими и убедиться в их достоверности не представлялось возможным. После внедрения: данные об остатках на нефтебазах автоматически передаются по репликации в управление. Только экономия времени, по оценке Нечаева, составляет 40 часов в неделю (что равно затратам одного специалиста) на одну нефтебазу, а в Удмуртнефтепродукте их девять.

Вторая группа эффектов - сокращение дебиторской задолженности на 50% и больше. До внедрения "Бизнес Люкс" бухгалтеры вручную выбирали из баз данных дебиторов и передавали списки директору нефтебазы, а потом в управление. Разрозненные справочники организаций и кусочное ПО не позволяли увидеть полную картину даже внутри отдельной нефтебазы. После внедрения создан общий справочник организаций, данные по дебиторской задолженности собраны по всей компании.

Наличие в управлении полных данных по всем нефтебазам дает менеджменту возможность детально анализировать постановку учета и искать пути оптимизации налогообложения. Улучшились качество и скорость обслуживания покупателей, как следствие, выросла их лояльность. Появились и стратегические эффекты. Так, отмечает Леонид Нечаев, "используя систему в течение трех лет мы смогли отслеживать динамику и строить более точные прогнозы реализации с учетом сезонности спроса и ежегодного роста реализации". Словом, использование ИТ приносит нефтяникам вполне ощутимую и, главное, поддающуюся подсчетам выгоду.

Знакомые беды

Большинство представителей компаний-внедренцев сходятся во мнении: уровень развития ИТ на предприятиях нефтегазовой отрасли мог быть значительно выше, если бы не сдерживающие факторы.

Рассказывает Михаил Перевозчиков: "До сих пор существуют компании советского типа управления. В них нет санкций за невыполнение сотрудниками функций, раздут штат, отсутствует стремление к эффективности. На таких предприятиях внедрение значительно затягивается, его стимулирует только "пряник" внедренца. В итоге значительно возрастает стоимость". Консерватизм управления отмечает и менеджер по работе с ключевыми заказчиками Oracle СНГ Сергей Сигарев: "Невысокая во многих случаях культура руководства приводит к тому, что расходы на ИТ не считаются инвестициями собственно в бизнес и финансируются по остаточному принципу. Но с проникновением в отрасль международного опыта ведения бизнеса информационным технологиям уделяется все больше внимания". Специалисты сходятся в одном: наиболее эффективно решить эту проблему можно, передавая максимум функций, связанных с внедрением и эксплуатацией ИТ, на аутсорсинг.

Как ни парадоксально, негативное влияние на качество внедрений оказывает единоначалие, наличие общих корпоративных стандартов. Александр Долгих:

- Решение об автоматизации, как правило, принимается не на местном уровне, а в управляющих компаниях, в рамках так называемых корпоративных стандартов, разрабатываемых ИТ-директорами. Но им часто недостает информации о потребностях филиалов, что приводит к ошибкам в выборе. Для каждого конкретного случая процесс выбора ИТ-решения, которое должно тиражироваться на все входящие в холдинги предприятия, свой. Кто-то уже имел опыт работы с некой системой и старается ее протолкнуть, кто-то объявляет тендер, кто-то самостоятельно пытается проанализировать рынок, а кто-то получил предложение конкретного поставщика КИС, от которого не смог отказаться, и так далее. При этом до выбора системы никто не проводит анализ существующих бизнес-процессов, это делается уже после, на этапе предпроектного обследования. А между тем выбор системы во многом определяет успех ее удачного внедрения и использования. К сожалению, не все руководители предприятия еще понимают это. Управляющим компаниям необходимо уделять особое внимание выбору КИС и делать его объективно, не отдавая этот вопрос на откуп одному специалисту, например директору по ИТ.

Пожалуй, наиболее эффективный способ решения этой проблемы - анализ бизнес-процессов предприятия и выбор наиболее подходящей системы с помощью внешних независимых консультантов.

Наконец, актуальной остается проблема интеграции различных программных продуктов. В некоторых случаях симбиоз западных и отечественных технологий показывает себя с лучшей стороны и позволяет экономить средства. В других, напротив, затрудняет интеграционные процессы, создает классические проблемы "лоскутной автоматизации". В результате большое разнообразие используемых программно-технических средств не позволяет достичь максимальной эффективности производства и степени организации процессов управления. Разработка и внедрение отдельных систем управления, так называемая "кусочная" автоматизация, ведет к резкому увеличению затрат на интеграцию систем. Чтобы избежать их, необходимы комплексный подход и системная интеграция.