Он выбирает деньги

Сергей Селянин
руководитель проектов Аналитического центра «Эксперт-Урал»
3 октября 2005, 00:00
  Урал

Владельца банка интерисует не рентабельность как таковая, а абсолютная величина прибыли, поэтому рост активов при снижающейся рентабельности для него приоритетен

Рост рынка, замедлившийся в первом квартале, возобновился. Но неожиданных изменений на банковском рынке второй квартал не принес. Даже места в рейтинге по активам изменились несущественно.

Совокупные активы увеличились во втором квартале на 8,4%, примерно таким же был и средний прирост по банкам. (Мы традиционно не включаем в рассмотрение суммарные показатели трех банков - УралСиб, Ханты-Мансийский банк, Сургутнефтегазбанк: их совокупные активы практически равны активам 105 остальных кредитных учреждений.)

По порядку

Рост кредитов предприятиям ненамного превысил рост активов, а рост потребительских кредитов опережает его в два с лишним раза. Ценные бумаги утратили привлекательность. Банки поддерживают объем вложений в них, но суммарное увеличение невелико. Впрочем, изменение портфеля неравномерно: снижение у одних банков компенсируется ростом у других.

Депозиты физических лиц остаются наиболее доступным источником ресурсов для банков - их рост превышает рост активов. Средства юридических лиц увеличиваются вдвое медленнее. У крупных банков относительный прирост крайне мал. У 35 банков деньги корпоративных клиентов сократились, причем у 18 - более чем на 10%.

Во втором квартале наиболее существенное различие в динамике наблюдалось не между группами банков по масштабам, а между банками отдельных субъектов Урала. В половине областей на местные банки приходится незначительная доля рынка. Повышенный рост показателей, к примеру, в Пермской, Оренбургской и Курганской областях объясняется тем, что главный конкурент самостоятельных банков, Сбербанк, не ведет там активную борьбу.

Представляет интерес сравнение показателей самостоятельных банков с Уральским банком Сбербанка РФ, который хотя и охватывает всего четыре из восьми субъектов Урала и Западной Сибири, имеет весьма значимую долю рынка. Во втором квартале текущего года активы банка впервые увеличивались быстрее, чем у остальных банков рейтинга. Прирост произошел преимущественно благодаря расчетным счетам юридических лиц. Большую часть полученных средств Уральский Сбербанк передал в головной банк в Москву.

Обычно межбанковские кредиты (МБК) выпадают из нашего обзора. Во-первых, большая часть этих средств краткосрочна. Во-вторых, их рынок не ограничивается рамками региона, а охватывает всю страну. В-третьих, МБК не превышают 5% банковских активов (впрочем, у отдельных банков больше). В совокупности уральские банки выступают нетто-кредиторами на рынке МБК: суммарный объем предоставленных ими кредитов составил на 1 июля 2005 года 8,4 млрд рублей, привлеченных - 4,4 млрд рублей (без учета показателей трех указанных выше банков, объем выданных МБК которых - около 20 млрд рублей). Региональные банки, как и раньше, кредитуют московские.

Рынок Урала по-прежнему привлекает банки других регионов: за первое полугодие они открыли 20 филиалов (для сравнения за весь прошлый год - 32).

В целом ожидаемый прирост по всем показателям к концу 2005-го превысит уровень 2004 года. За счет новых филиалов и допофисов расширится банковская сеть. Увеличится количество занятых в банковской сфере (за первое полугодие рост расходов на зарплату составил более 10%).

Формула успеха

Ожидаемый прирост банковской системы по всем показателям к концу 2005-го превысит уровень 2004 года. За счет новых филиалов и допофисов расширится банковская сеть

В каждой нашей таблице кроме абсолютных показателей и их прироста есть относительные показатели (например, валютная составляющая активов или доля средств собственников в капитале), характеризующие банки с разных сторон. Эти показатели весьма различаются у разных групп банков. Так, у одной четверти банков доля валютных активов не достигает и 1%, у другой - превышает 8%, у отдельных крупных банков этот показатель составляет 25% и более.

С помощью этих показателей мы попытались установить, как сказывается на финансовых результатах деятельности банков структура активов и пассивов. В качестве ориентиров взяли прирост активов за полугодие и их рентабельность: успешный банк должен увеличивать долю на рынке (увеличение доли - рост активов, превышающий среднее значение по региону) и зарабатывать прибыль. На прирост активов положительно влияют высокая доля валютных активов (а также высокая доля валютных вкладов), низкая доля средств до востребования и значительные расходы на рекламу. Отрицательно сказываются низкая доля валютных активов (значительно ниже среднего значения), очень высокий объем средств до востребования и низкая доля ссуд в работающих активах.

На рентабельность также положительно влияют значительная доля валютных активов и вкладов, кроме того, высокий уровень потребительских кредитов (наиболее доходный инструмент). Низкая доля средств до востребования и высокие затраты на рекламу, напротив, препятствуют рентабельности.

Таким образом, банки должны выбирать, что для них важнее: увеличение доли рынка или рентабельность. Выбор очевиден - владельцев банка интересует не рентабельность как таковая, а абсолютная величина прибыли, поэтому рост активов при снижающейся рентабельности приоритетен.

Банк, который стремится работать на всех рынках и с любыми средствами, обладает большей конкурентоспособностью. Борьба за корпоративных клиентов достаточно тяжела. Но рынок частных вкладов открыт для всех, и те банки, которые, к примеру, не желают работать с валютными вкладами, отказываются тем самым от дополнительного ресурса развития. Хотя одного желания работать с валютными вкладами мало - необходимы инструменты размещения валюты. Таковыми на сегодняшний момент являются рынки МБК, государственных и корпоративных облигаций. Для работы в этих сегментах нужны прежде всего квалифицированные кадры.

Методика расчета показателей

Показатели рассчитаны на основе ежемесячного бухгалтерского баланса по счетам второго порядка (форма 101).

Активы. Основной показатель, характеризующий масштаб деятельности банка. От валюты баланса отличается на величину активных счетов, которые не являются активами банка, а служат для отражения различных операций (расходы, убытки, межфилиальные расчеты и др.).

Капитал. Главное отличие нашего расчета капитала от методики ЦБ РФ - невключение в него субординированных кредитов, поскольку их истинное качество ставится под сомнение большинством экспертов.

Балансовая прибыль. Прибыль до распределения - доходы за минусом расходов (сч. 701 - сч. 702 + сч. 70301 - сч. 70401).

Валютная составляющая активов. Доля активов, номинированных в иностранных валютах.

Уставный капитал и эмиссионный доход. Средства в капитале банка, полученные от собственников банка. Работающие активы. Активы, непосредственно приносящие доход, в них помимо ссуд и ценных бумаг включены средства, размещенные в иностранных банках, а также чистое активное сальдо операций на внутреннем рынке МБК.

Ссуды. Ссуды небанковскому сектору, кроме просроченных.

Потребительские ссуды. Сч. 455 (актив).

Ценные бумаги. Госбумаги, облигации, акции и векселя.

Расчетные счета. Расчетные счета предприятий и организаций всех форм собственности, включая счета бюджета и внебюджетных фондов, а также счета ПБЮЛ.

Депозиты юридических лиц и выпущенные ценные бумаги. Срочные и платные пассивы банков. Включают депозиты юрлиц, депозитные сертификаты, выпущенные банком векселя и облигации.

Вклады физических лиц. Вклады населения.

Вклады физических лиц до востребования. Вклады до востребования, включая карточные счета.

Оборот по средствам в банкоматах - оборот по сч. 20208: косвенно свидетельствует о месячных оборотах по карточным счетам, так как большая часть операций идет через банкоматы.

В этом году методика включения банков в рейтинг претерпела изменения: в рейтинге, подав данные, могут принять участие филиалы и территориальные подразделения банков, зарегистрированных за пределами Уральского региона.