Выход там, где вход

Михаил Хайкин
10 октября 2005, 00:00
  Урал

Крупные федеральные компании вытесняют местных участников рынка из сферы тяжелых интеллектуальных ИТ-решений. За регионалами остаются решения для среднего и малого бизнеса, а в перспективе - рынок корпоративных порталов

За первую половину 2005 года уральский ИТ-рынок вырос, по данным рейтинга, на 25 - 30%. Совокупный оборот 26 компаний, принявших участие в исследовании, увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2004 года на 42% и составил 2,034 млрд рублей.

Цифры не врут

Наибольшей динамикой отличался сегмент реализации оборудования: за рассматриваемый период он расширился на 57,4%. Причем если розничные продажи выросли незначительно, всего на 6% по сравнению с первым полугодием 2004 года, то корпоративный сегмент - почти вдвое, на 95%. Стабилизация розничного рынка компьютерной техники привела к уходу с него многих крупных игроков. "В последнее время компании стали позиционироваться более четко: если хотите расти, сегментом необходимо серьезно заниматься. Поэтому мы, например, ушли из розницы и сконцентрировались на поставках для профессиональных участников рынка - сборщиков оборудования, интеграторов", - говорит генеральный директор компании "Клосс" Виктор Шебалин. В итоге конкуренция в корпоративном секторе усилилась, маржа в сегменте продаж hardware за последний год упала в среднем на 5 - 7%.

На рынке программного обеспечения (ПО) наблюдается значительный рост. Выручка уральских ИТ-компаний от реализации программных продуктов за шесть месяцев 2005го увеличилась на 46,3% по сравнению с тем же периодом прошлого, а динамика подсегментов - услуг по внедрению ПО сторонних разработчиков, реализации собственного ПО и разработки Web-приложений - составила 22,8; 65,6; 10,7% соответственно.

Рынок программных продуктов - один из самых перспективных. Импульс дает реформа бюджетного учета: она всколыхнула спрос на бухгалтерское ПО для бюджетных организаций. "Рынок бухгалтерского ПО для бюджетных организаций показал динамику в 300% по сравнению с первым полугодием 2004 года. Кроме того, значительный рост демонстрирует сегмент решений документооборота с контролирующими органами, что связано, скорее, с его молодостью", - считает заместитель генерального директора "СКБ Контур" Леонид Волков.

Безусловно, положительным фактором влияния на рынок ПО стал запуск в июне этого года Удостоверяющего центра Федерального агентства по информационным технологиям. Его цель - регулирование деятельности в области электронной цифровой подписи. До сих пор разработчики сетовали на законодательную неразбериху в этом вопросе.

Сегмент услуг в области ИТ за шесть месяцев 2005 года вырос на 21,9% по сравнению с тем же периодом 2004го. Причем наименьшую динамику показали внедрение тяжелых ИТ-решений - 6,9%, а также обучение и сертификация - 5,3%. Зато выручка уральских компаний от ИТ-консалтинга увеличилась на 58,7%. Динамика обусловлена особенностями спроса. Исследование результатов ИТ-внедрений на уральских предприятиях по итогам 2004 года показало, что большая часть заказчиков завершила реализацию инфраструктурных проектов, бюджеты стабилизировались и расходуются на внедрение управленческих систем, в которых велика составляющая ИТ-консалтинга. "Спрос на ИТ-консалтинг в последнее время значительно вырос. На мой взгляд, это связано со спадом ажиотажа вокруг ИТ-внедрений. Руководители рассматривают тяжелые ИТрешения как исполнительный инструмент уже созданной формализованной системы управления. Поэтому очень возросла доля ИТ-консалтинга без привязки к конкретному проекту автоматизации", - объясняет генеральный директор компании "ТюмБИТ" Андрей Лозицкий.

Для региональных игроков в сегменте ИТуслуг есть риск потери рыночных позиций. Исследование потенциального спроса не дает благоприятного прогноза развития локального рынка интеллектуальных решений. Более 80% заказчиков с годовыми бюджетами свыше 500 тыс. долларов для крупных ИТ-проектов приглашают на подряд федеральные компании. Спрос на услуги местных ИТ-компаний, как правило, ограничивается покупкой компьютерной техники и реализацией сетевых решений. О причинах мы писали неоднократно: это и перемещение центров принятия решений в Москву, и превосходство федералов в умении продвигать свои услуги, и нехватка у регионалов ресурсов и опыта. Поэтому появления новых крупных игроков из числа местных ИТ-компаний в ближайшее время ждать не стоит. Скорее всего, они займут нишу решений для среднего и малого бизнеса. Вопервых, предприятиям этого уровня наем федеральных консультантов не по карману. Вовторых, производители таких решений реализуют их только через региональных партнеров, которые в дальнейшем возьмут на себя сопровождение. Таким образом, местным интеграторам остается ждать, когда средние и малые предприятия массово начнут автоматизироваться.

Портал - это врата

Перспективной нишей для местных ИТ-компаний может стать рынок портальных технологий. Портал - по сути внутренний интернет компании. Его главная функция - объединить все средства автоматизации в единую ИТ-инфраструктуру. Преимущество портальной технологии в том, что она позволяет импортировать и экспортировать данные из различных систем и представлять их в едином формате посредством Web-интерфейса.

"За последний год мы наблюдаем увеличение интереса к портальным решениям. Компании начали рассматривать портал как единую точку персонифицированного защищенного доступа к информации, приложениям и сотрудникам. Портал превращается в один из самых приоритетных компонентов ИТ-инфраструктуры предприятия", - говорит директор департамента электронного бизнеса и заказных разработок компании "ТопС БИ" Екатерина Волощенко.

Допустим, на предприятии есть система бухгалтерского и финансового учета, система документооборота, ERP-система, базы данных в обычных файлах exel и самописные приложения. Каждая из систем работает с определенным типом данных и выполняет разные функции. Итоги обработки данных заносятся в базу данных портала и выводятся на экран пользователя в виде стандартной интернет-страницы, то есть появляется единая точка входа для получения всей информации. При этом для каждого пользователя заводится уровень доступа в соответствии с бизнес-процессами предприятия.

Преимуществ у подобной технологии несколько. Во-первых, она не требует специального обучения персонала, так как управляется с помощью стандартных интернет-браузеров. Во-вторых, использование стандартных языков программирования HTML и PHP позволяет достаточно просто вносить все необходимые изменения. В-третьих, это шанс сэкономить на пользовательских лицензиях при покупке ERP-систем: информация портала доступна неограниченному числу пользователей. "Создатели ERP-решений не возражают. Напротив, многие из них имеют собственные портальные разработки. Сейчас все программное обеспечение ориентировано на построение интегрированных систем и снижение конечной стоимости для потребителя", - считает руководитель проектов департамента электронного бизнеса и заказных разработок "ТопС БИ" Павел Саловский.

Портал может также служить для взаимодействия с внешними контрагентами: принцип действия тот же, что и в интернет-магазинах. Например, поставщик материалов, пройдя авторизацию, получает доступ к информации о количестве запасов его продукции на складе предприятия и может скорректировать поставки.

Единственным препятствием на пути активного распространения портальных решений может стать низкий уровень автоматизации российских предприятий. "Сегодня у заказчиков только идут процессы внедрения и наполнения ERP-систем, хранилищ данных, систем документооборота. Пока не созданы сами источники информации, в использовании такого инструмента доступа к данным, как портал, нет сильной заинтересованности", - уверен заместитель генерального директора компании "КРОК" Александр Лопухов. Только 43% уральских компаний внедрили или внедряют автоматизированные системы управления. Бюджеты таких проектов измеряются миллионами долларов. После столь затратных проектов сложно предположить, что руководство компаний дополнительно инвестирует 75 - 120 тыс. долларов в оптимизацию ИТ-инфраструктуры.

Развитие рынка портальных решений - перспектива ближайших трех лет. Поскольку подобные системы носят в основном заказной характер, они потребуют непосредственной близости заказчика и поставщика. Таким образом, освоение портальных технологий может стать выгодным бизнесом местных ИТ-интеграторов.

Методы и информация

Рейтинг подготовлен аналитическим центром "Эксперт-Урал" при методологической поддержке рейтингового агентства "Эксперт РА". Запросы разосланы 90 компаниям, работающим в ИТ-индустрии Урала (включая общероссийские), данные предоставили 30%.

Информация, полученная на условиях конфиденциальности, в таблицах не приведена. Предоставленные данные заверены подписью первого лица и печатью предприятия, что в определенной степени гарантирует их корректность.

Основной показатель, по которому составлен рейтинг, - совокупная выручка компании (холдинга) от следующих видов деятельности: реализации оборудования (компьютерного, офисного, телекоммуникационного и для передачи данных) в розницу и корпоративным клиентам, программного обеспечения (услуг по адаптации собственных разработок ПО и Web-приложений), услуг в области ИТ (консалтинг, интеграция, поддержка, обучение и сертификация) и телекоммуникаций (IP-телефония, интернет-услуги, организация корпоративных сетей и передача данных). Кроме того, составлены рейтинги крупнейших игроков в каждом сегменте рынка.