- Высокий уровень культуры складывается из качества исполнителей, таланта и воли лидера. У нас есть филармония, где серьезно работают лидер в управлении Александр Колотурский и художественный лидер - дирижер, очень одаренный человек Дмитрий Лисс. Этот союз дает оркестр, который ездит на Запад, устраивает там концерты, записывает диски, собирает хорошую прессу. Есть Камерный оркестр филармонии. На достойном уровне работает Екатеринбургский муниципальный камерный оркестр "B-A-C-H". Есть музыканты-исполнители международного класса, такие как Наталья Панкова и Валерий Шкарупа: их слава незаслуженно мала. Один из ярчайших культурных лидеров нашего города - Николай Коляда, и не только потому, что он крупнейший драматург, получивший мировое признание. Коляда - видный театральный деятель. Его знаменитых "Ромео и Джульетту" можно показывать в любом месте, как и "Птицу Феникс" или "Мадам Розу": это конвертируемые спектакли, их можно использовать в международном обмене. Кроме того, Коляда - великолепный педагог, создавший драматургическую школу: вы и в Москве не найдете такого количества людей, которые прилично пишут пьесы. Столичным делает Екатеринбург и жанр современного танца: существует ниша, поле, территория, где совершенно новый вид искусства, с не до конца еще понятым потенциалом и спецификой получил неожиданное распространение и развитие. И театр "Провинциальные танцы" Татьяны Багановой, и эксцентрик-балет Сергея Смирнова, и "Киплинг", и Институт танца, и "АртФабрика" - все это развивается в диалоге с мировой культурой, в постоянном эксперименте, в самонаучении. Это, может, действительно самая свежая сфера, где город может проявиться.
Однако все наши разговоры о росте культуры в Екатеринбурге останутся пустым звуком, если город не будет динамично развиваться экономически, в нем перестанет расти количество зажиточных людей. Параллельно должен идти процесс наращивания репутации культуры, потому что если зажиточным людям наплевать на культуру, то культура ничего от них не получит. Есть еще один момент - влияние советского прошлого: отсутствие публичной культурной жизни, того, что можно назвать парадом творческих проектов, праздником талантов. И проблема сегодня - не только в отсутствии поддержки властных структур, но и в отсутствии современных форм существования культуры. Часто талантливые в художественном творчестве люди плохо представляют себе, что значит существовать в культуре. Их мышление должно измениться. Психология культурного деятеля на Западе совершенно другая - "я предлагаю себя, обо мне многие должны знать". Поэтому "я и реклама", "я и маркетинг", "я и конкуренция" - это нормальная связка. Мы делаем только первые шаги в этом направлении.