Каждый увидит свое

Бренд региона должен быть близок всему его населению, убежден директор Уральского филиала консалтинговой группы "Лекс" Олег Банных

- Однажды обер-прокурор Священного Синода Константин Победоносцев, видимо, в мрачном состоянии духа, так очертил образ нашей страны: "Россия - ледяная пустыня. И бродит по ней лихой человек". При всей спорности самого образа, он представляет собой идеальный пример формулы странового бренда. Во-первых, в этом сообщении все понятно и уму (пустыня, а не сад, где бродит, а не трудится человек), и сердечному чувству (пустыня окончательно заледенела, а человек уже без всякой надежды стал лихим). Во-вторых, это сообщение понятно всем, к кому оно может быть обращено: и иноземцам ("в пустыню к диким людям можно ехать только за экстримом"), и своим обывателям ("мы лихие пустынники с оледенелыми душами"), и инвесторам разного рода ("со здешним лихоимством ничего уже не поделаешь") и т.д. В-третьих, это образ на века: если прилепится, то потом много лет будешь водить человека по цветущей земле, а он все равно будет отыскивать следы оледенелости и лихости.

Я к тому, что хорошим региональным брендом может быть только та идея, образ, чувство, которые будут хоть в какой-то мере своими для всех, кто живет в регионе. Только тогда мы сможем своими действиями реально поддерживать заданный образ, он не будет выдуманным. Потому у России и даже у отдельного региона не может быть какого-то однозначного бренда. Если и можно что-то однозначно сообщить о нас, то только следующее: "Если тебе надоело в жизни все понимать, тебе все в ней стало ясно, - езжай в Россию". Что здесь попадется на пути, не знаем и мы сами. Это в наш век всем надоевших рационализма и экономизма совсем неплохое сообщение даже с локально-меркантильной точки зрения.

А все нынешние сообщения, которые пытаются дать миру власти урало-сибирских регионов ("Екатеринбург - соборно кающийся за царя Николая регион на границе континентов"; "Югра - союз углеводородов и ума"; "Удмуртия - оружие музыки или музыка оружия" и т.д.) именно выдуманы и потому плохо подходят для бренда.

Не верится, что можно по плану разработать хороший бренд. Это не продукт научной работы. Может случиться так, что этот неуловимый логос, разлитый в региональном космосе, будет случайно схвачен каким-нибудь наиболее чутким человеком. Хотя это не означает ненужность систематической работы в этом направлении, более того, она должна быть организована на самом высшем уровне власти и немедленно.