Лучше поздно, чем никогда

Лишившись значительных бюджетных ресурсов, власти Удмуртии приступили к разработке комплексной инвестиционной политики

В последние годы Удмуртия слыла самодостаточным регионом: до 60% ее бюджетных доходов формировала нефтянка. Благодаря налоговым отчислениям и благотворительной деятельности нефтяных холдингов, работающих в регионе, ТНКВР и "РуссНефть", развивалась социальная база городов (ижевчане страшно гордятся открытым в сентябре новым зданием цирка, не имеющим аналогов на континенте) и в основном села, где сосредоточен электоральный ресурс президента республики Александра Волкова.

Но в прошлом году грянул гром: федерация оставила ресурсным регионам лишь 5% налога на добычу полезных ископаемых. Доля нефтяников в доходной части местного бюджета сократилась вдвое. По итогам прошлого года в Удмуртии собрали налогов на 20% больше, чем в 2003 году, - почти 30 млрд рублей. Но если раньше на месте оставалось 56% налогов, то в 2004м - 46%. Пришлось выцарапывать из федерального центра 2,5 млрд рублей. Так республика перекочевала в категорию реципиентов.

Оглянулись: "жировые запасы" невелики. "Прогнозные показатели притока инвестиций, определенные программой социально-экономического развития на 2001 - 2004 годы, были перевыполнены только в 2001 году. В 2002 году фактические инвестиции составили лишь 75,5% прогнозных показателей, в 2003 году - 78,5%, в 2004м - 76,5%. Объем инвестиций в 2004 году по сравнению с 2001м вырос всего на 13%. По отношению к 2003 году прирост составил 0,1%, в то время как в среднем по России - 10,9%", - читаем в проекте региональной целевой программы повышения инвестиционной привлекательности Удмуртии.

До налогового передела региональная власть ограничивалась традиционными инструментами инвестиционной политики - предоставляла предприятиям, отобранным на конкурсной основе, льготы по налогам на прибыль и имущество. Такие преференции оказываются в 54 и 23 субъектах федерации соответственно. Навалившиеся проблемы подтолкнули местную власть заняться разработкой комплексной инвестиционной политики.

Первый результат уже получен: в прошлом году Удмуртия обзавелась инвестиционным рейтингом (см. справку "Удмуртия в инвестиционных рейтингах",). На очереди - размещение первого государственного облигационного займа (подробности - в интервью министра экономики республики Валерия Богатырева).

Контуры инвестиционной политики представлены в упомянутом проекте региональной целевой программы, рассчитанной до 2009 года (в этом году истечет срок президентских полномочий Александра Волкова). Предполагается, что реализация первого этапа (до 2007го) начнется с создания инфраструктурного элемента - государственного Агентства по привлечению инвестиций. За ним (в содружестве с региональными министерствами) - создание информационной интерактивной базы инвестиционных возможностей республики, организация кадровой подготовки, разработка программы государственных заимствований, принципов частногосударственного партнерства, поиск инвесторов.

В перечне намечаемых правительством Удмуртии мер по улучшению макроэкономического потенциала - стимулирование импортозамещения и внутреннего потребления, поддержка экспорта, коммерциализация и производственное внедрение инноваций, энергосбережение, сдерживание тарифов на энергоносители.

Приоритеты в инфраструктуре - строительство дорог (в том числе с использованием механизма концессий), развитие научнотехнических, финансовых организаций, диверсификация источников энергогенерации и сбыта, демонополизация ЖКХ, возведение бизнесцентров и гостиниц бизнескласса, привлечение девелоперов.

Следующий блок - ресурсный. Здесь в числе прочего - поддержка востребованных специальностей, наращивание запасов природных ресурсов, приведение в коммерческую пригодность привлекательных земельных участков, создание реестра свободных и незагруженных производственных площадей, совершенствование инвестиционного законодательства.

На снижение инвестиционных рисков будет нацелено противодействие экономическим преступлениям, преодоление административных барьеров, содействие легализации теневых бизнесов, формирование лояльности населения к предпринимательству.

На втором этапе (2007 - 2008) властные и предпринимательские элиты Удмуртии классифицируют отрасли, предприятия и проекты по бостонской матрице: настоящие лидеры, будущие лидеры, настоящие проблемы, будущие проблемы. Первым двум (к ним в Удмуртии сегодня причисляют нефтяной, машиностроительный и деревообрабатывающий кластеры) обещается всемерная поддержка. Третий этап (с 2009 года) - "период масштабной структурной перестройки экономики, которая будет стимулироваться всем комплексом социально-экономических факторов: накоплением инвестиций, растущей внешней конкурентоспособностью, созданием более эффективных механизмов перераспределения капитала и рабочей силы".

Правительству Удмуртии осталось принять данную программу и наполнить ее подробным и конкретным содержанием - в жизни.