В тихом омуте

Павел Кобер
17 октября 2005, 00:00
  Урал

Удмуртское машиностроение переживает стагнацию. Рост производства могут обеспечить переориентация предприятий на реальные запросы рынка и стимулы со стороны региональной власти

Машиностроение республики в последние полтора года демонстрирует самые низкие темпы развития в УралоЗападносибирском регионе. Так, по итогам 2004 года индекс физического объема в отрасли составил лишь 94,6% от предыдущего года, а за первую половину 2005го в сравнении с аналогичным периодом прошлого - 95%. Ситуацию усложняет то обстоятельство, что машиностроение и металлообработка - основа промышленности Удмуртии (второе место после ТЭК по вкладу в региональный бюджет), их доля в республиканской экономике - 41% (доля машиностроения в экономике России - 18%).

Проблемы отрасли - общие для всей России: высокий износ основных фондов, острая нехватка собственных средств на модернизацию производства, отягощение непрофильными производствами. Но к этому набору добавляются и регионально окрашенные беды.

Декоративная оборонка

Главная особенность республиканского машиностроения в том, что 85% предприятий отрасли (14 заводов, шесть НИИ, НИТИ и ОКБ) являются объектами обороннопромышленного комплекса и в недавнем прошлом принадлежали государству. "Общеотраслевые проблемы усугубляются специфическими сложившимися ограничениями предприятий ОПК в условиях рыночных отношений в сравнении с прочими хозяйствующими субъектами: задолженностью по гос- оборонзаказу, отсутствием возможности полного перепрофилирования производства, необходимостью содержания мобилизационных мощностей", - отмечает начальник управления развития промышленности министерства промышленности и транспорта республики Надежда Давыдова.

Уровень загрузки мощностей машиностроительных предприятий Удмуртии - около 40%. Кризисную ситуацию отражает, в частности, бедственное состояние одного из флагманов региональной промышленности - Ижевского электромеханического завода "Купол". Завод специализируется на производстве систем ПВО ближнего действия и входит в состав ОАО "Концерн ПВО "Алмаз - Антей"". Из-за сокращения госзаказа он резко снизил объемы производства: с 11,5 млрд рублей в 2000 году до 2 млрд рублей по прогнозам на 2005й. По мнению экспертов, положение в удмуртском ОПК не было бы столь плачевно, если бы отдельные руководители оборонных предприятий меньше надеялись на государство и вовремя диверсифицировали производство, пока продолжали поступать деньги за военные поставки. Только наступив на государственные грабли, "Купол" начал производство теплообменников и надеется попасть с ними в заказ Российских железных дорог.

Отдельные предприятия ОПК Удмуртии в целях увеличения объема продаж проводят активную политику расширения ассортимента выпускаемой продукции. Например, ФГУП "Ижевский механический завод" (ИМЗ), хотя и занимает прочные позиции на внутреннем и мировом рынках стрелкового оружия, готовит сегодня пять инвестиционных проектов, нацеленных на освоение новых ниш.

"В классе спортивно-охотничьего оружия наше предприятие удерживает свыше 70% внутрироссийского рынка продаж и свыше 75% российского экспорта, - рассказывает генеральный директор ИМЗ Николай Парфенов. - Но мы лидируем в основном в области дешевого оружия, которое привлекательно для охотников как надежное и безотказное, но недорогое и рабочее. Сегодня мы могли бы выступить и в классе более престижного оружия. Однако имеющееся оборудование отстало настолько, что завод не может массово и дешево производить оружие с более привлекательным внешним видом, например декоративно оформлять приклад". Поэтому в планах ИМЗ - приобретение и установка в 2006 году нового оборудования деревообработки итальянской фирмы Minelli на сумму 240 млн рублей (срок окупаемости проекта - 4,5 года). Также предполагается закупка немецких станков: это решит проблему изготовления стволов. Сегодня каждый ствол проходит обработку свинцеванием, а это экологически грязное производство.

В мире же есть оборудование, позволяющее сделать зеркальный ствол механическим способом, без применения свинца.

Безусловно, успешные машиностроительные предприятия Удмуртии, такие как ИМЗ и Ижмаш, в отличие от многих других, имеют гораздо больше возможностей привлечь кредиты для модернизации производства, поскольку их выручка не так привязана к внутреннему рынку (велика доля экспорта продукции). Но причина успеха кроется еще и в грамотном руководстве. Так, Николай Парфенов одним из первых директоров в российской "оборонке" получил степень МВА и организовал для менеджеров завода серию курсов по стратегическому и антикризисному управлению, планированию и контролю. Генеральный директор ОАО "Ижмаш", председатель промышленно-экономической ассоциации Удмуртской Республики "Развитие" Владимир Гродецкий прошел курс рыночной экономики в Германии и практиковался на немецких заводах.

Актуальной становится проблема подготовки квалифицированных кадров. Причем речь идет не только об управленческом звене, но и о рядовых работниках. Характерный пример: в текущем году изза окончательной остановки производства автомобилей "Иж" на ОАО "ИжАвто" под сокращение попало около 8 тыс. человек. Несколько сотен устроились на ИМЗ и Ижмаш, но многие уволились, не адаптировавшись к высокой интенсивности труда на этих заводах.

Слишком простая арифметика

Острый дефицит бюджетных средств на развитие - еще одна характерная черта региона. "Недавно я прочитал, что руководитель соседней Пермской области Олег Чиркунов собирается понизить ставку НДС за счет региональной доли, - отмечает Владимир Гродецкий.

- К сожалению, ничего подобного у нас нет, поскольку все время объясняется, что в бюджете не хватает денег, нужно решать социальные программы. Поэтому мы стараемся обходиться своими силами".

Президент Удмуртии Александр Волков регулярно встречается с руководителями промышленных предприятий региона, интересуется их проблемами. К сожалению, помощь республиканских властей пока только моральная. "В апреле этого года мы закончили выплату всех просроченных долгов различным бюджетным и внебюджетным фондам в размере 1 млрд рублей и посчитали, что можем обслуживать заемные средства на сумму 500 млн рублей, - рассказывает Николай Парфенов. - Исходя из этой цифры, строим инвестиционные планы. Но мы вполне могли бы освоить свыше 1 млрд рублей и расширить производство вполне конкуренто способной продукции, если бы такую возможность нам предоставило правительство Удмуртии".

В настоящее время разрабатывается республиканская целевая программа "Развитие машиностроения и металлообработки в Удмуртской Республике на 2006 - 2010 годы". По словам Надежды Давыдовой, проект предусматривает за счет средств регионального бюджета возмещение на конкурсной основе части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным средними и малыми предприятиями машиностроения и металлообработки для реализации инвестиционных проектов; предоставление на конкурсной основе машзаводам, выполняющим инвестиционные проекты, льгот по налогам на прибыль и имущество, а также льготных бюджетных кредитов предприятиям, внедряющим инновационные проекты.

Но уже до принятия программы понятно, что документ не сможет существенным образом повлиять на развитие удмуртского машиностроения. Общее финансирование пятилетней программы планируется в размере 13,952 млрд рублей, из них средства регионального бюджета - всего 405 млн рублей, собственные средства предприятий и организаций - 5,802 млрд рублей, привлеченные - 7,662 млрд рублей. Остальная "мелочь" - средства федерального и местных бюджетов. "Мне известно, откуда взялись эти цифры, - делится впечатлениями от проекта программы Владимир Гродецкий. - Опросили все предприятия: сколько вы можете вложить в развитие собственных средств, сколько привлечь, а сколько вам нужно... Это же компиляция. Конечно, этих средств недостаточно. Только Ижмашу необходимо ежегодно на развитие 1 - 1,5 млрд рублей в год".

Руководство Удмуртии, в отличие от соседних регионов, до сих пор не выработало четкую систему стимулов для развития машиностроительной отрасли. Вместо этого оно преподносит дополнительные подарки бюджетополучателям, борясь за симпатии сельского электората. В сентябре

Государственный Совет Удмуртии принял решение о начале выпуска республикой государственных ценных бумаг на сумму 1 млрд рублей. Полученные таким образом средства регион намерен вкладывать в инвестиционные проекты. Деньги будут выделены на покупку сельхозтехники, строительство и реконструкцию объектов животноводства и тому подобное. В беседе со мной директора промышленных предприятий искренне удивлялись, почему в список инвестпроектов правительство не включило бюджетообразующие организации. Самостоятельно машиностроительные предприятия пока не в состоянии выпускать ценные бумаги с низкой процентной ставкой, поскольку для инвесторов это слишком рискованное вложение капитала.

Директивой по рынку

Власти Удмуртии активно агитируют директоров машиностроительных предприятий быстрее отказываться от непрофильных производств и создавать единые специализированные центры коллективного пользования, в частности центр по литью. "Зачем обсуждать идею создания центра литья? Если мне выгодно, я сам закрою свое литейное производство и буду там размещать заказы", - рассуждает Владимир Гродецкий.

Само по себе стремление удмуртских чиновников вести региональное хозяйство в ногу со временем похвально, аутсорсинг доказывает экономическую эффективность по всему миру. Но рынок промышленных услуг в Удмуртии еще недостаточно развит. Прежде чем избавляться от непрофильных производств, директора промпредприятий учитывают три основных фактора: цену, качество и сроки поставок. Если центр литья в республике окажется единственным, что помешает монополисту поднять цены на услуги, экономить на качестве и затягивать сроки выполнения заказа? Гендиректор Ижмаша приводит характерный пример: "На Ижевском механическом заводе есть точное литье, которое было организовано в советские времена. Когда мы получили крупные контракты на поставку оружия, ИМЗ стал поднимать цены на литье, затягивать сроки. Хорошо, что он ФГУП: согласовали этот вопрос через Москву, ведь нужно выполнять государственный заказ".

Машиностроители Удмуртии надеются на эффективное взаимодействие с региональной властью. Хорошим примером такого сотрудничества могут стать совместные усилия лоббирования в Москве идеи создания технико-внедренческой особой экономической зоны "Стрелковое оружие и патроны" на базе Ижмаша, ИМЗ и Ижевского государственного технического университета. Создание такой зоны для удмуртских оружейников позволит расширить экспортные поставки продукции за счет освобождения от таможенных пошлин и налогов на ввоз производственного оборудования. А расти есть куда. К примеру, автоматов Калашникова по всему миру производится около 1 млн штук ежегодно, при этом доля Ижмаша составляет от силы 10%. Послабления со стороны государства помогут в 1,5 - 2 раза увеличить экспорт спортивно-охотничьего оружия и отбить часть рынка у китайцев и турок.

У машиностроения республики большие перспективы. Важно, чтобы предприятия использовали все свои возможности на рынке, а власти не ограничивались декларациями о поддержке отрасли и от экономического администрирования перешли к стимулированию роста.