Качество или оперативность?

Юрий Немытых
7 ноября 2005, 00:00
  Урал

Представители российских ИТ-компаний находят аргументы в пользу как отечественной, так и западной продукции

Заместитель генерального директора компании КРОК Александр Лопухов:

- Сегодня единственный существенный недостаток зарубежных автоматизированных банковских систем в сравнении с российскими - небольшое количество успешных внедрений в России. Но это вопрос времени: думаю, ближайший год будет переломным. Зарубежные производители, имеющие огромный опыт, адаптируют системы к российским условиям и на рынке появятся учитывающие российскую специфику продукты мирового уровня. Прошедший год показал: присутствие зарубежных компаний становится все ощутимей, и российским разработчикам приходится сталкиваться в тендерах с конкурентами из других стран все чаще. Прихода иностранных разработчиков следует опасаться прежде всего компаниям, работающим с топ-50 банков РФ - именно они являются целевой аудиторией зарубежных коллег. На мой взгляд, для успешной конкуренции российским разработчикам необходимо уделить самое пристальное внимание масштабируемости предлагаемых решений, развитию фронт-офисных компонент, переводу систем из разряда оперативнотактических учетных средств в категорию стратегических инструментов для управления.

Вопрос выбора между отечественным и заграничным программным обеспечением индивидуален для каждого банка. Лучший мировой банковский опыт действительно учтен и присутствует в зарубежных системах, но по большей части это касается фронт-офиса. Для бэк-офиса зарубежные системы не лучше российских, более того, они требуют адаптации к российским правилам учета. К тому же стоимость таких систем на порядок выше российских. Однако при приобретении и внедрении зарубежной системы капитализация банка, его инвестиционная привлекательность существенно возрастают. Так что, отвечая на вопрос целесообразно или нет покупать иностранное ПО, необходимо точно знать, какие бизнесцели преследует банк.

Директор компании ХОСТ Константин Суслов:

- Причины, по которым у банков возникают претензии к отечественным разработчикам ПО, относятся скорее не к конкретным компаниям и продуктам, а к местным условиям, в которых работают российские разработчики. Действительно, бывает, что они начинают продавать не до конца отлаженный продукт. Но они вряд ли виноваты в этом. Правила работы банков меняются ежеквартально, новые требования вводят как правительство, так и Центробанк. Поэтому программное обеспечение поневоле находится в состоянии постоянной доработки. Естественно, от этого его качество не улучшается. Но если посмотреть на проблему с другой стороны, постоянные изменения создают отечественной продукции конкурентные преимущества, поскольку подгонять ее под изменяющееся законодательство можно проще и быстрее. Так что, политика в области регулирования работы банков - и беда, и спасение отечественных разработчиков. Если бы она была не столь активной, западные информационные продукты занимали бы большую, чем сейчас, долю рынка.

Западные продукты выигрывают в функциональности, отечественные - в оперативности. Выбор между теми и другими, по моему мнению, в будущем будет зависеть от размеров банка. Чем больше банк, тем легче ему приобрести дорогой программный комплекс и тем проще отвлечь своих специалистов на то, чтобы настроить его один раз, а потом тиражировать это решение на филиалы и подразделения. С ростом банков и их укрупнением эта тенденция будет усиливаться подобно тому, как образование крупных промышленных холдингов привело к росту объемов продаж западных систем класса ERP.

Директор управления маркетинга и внешних связей компании RStyle Softlab Алексей Антонов:

- До сих пор выбор западных систем носит для банков преимущественно имиджевый характер. Зачастую люди не до конца осознают масштаб затрат (и не только финансовых), которые банк понесет при внедрении подобной системы. Налицо некое идеалистическое представление о западных технологиях, способных, как по взмаху волшебной палочки, показать простой и понятный способ построения эффективного бизнеса.

В жизни все гораздо сложнее. Западные программные продукты в чистом виде перенести в российскую действительность не получается: наше банковское законодательство существенно отличается от западного и постоянно меняется, поэтому ставит перед пользователями таких систем очень сложные задачи локализации. В итоге после продолжительного периода тяжелого внедрения банк либо вынужден отказаться от первоначальных планов, либо система модифицируется силами местных специалистов настолько, что от западных технологий остается одно название.

По уровню соответствия функционала российскому законодательству отечественные разработчики - вне конкуренции. Взять, к примеру, наиболее "громкие" нормативные инициативы: введение в действие закона 115ФЗ

"О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем", 25 главы Налогового Кодекса, требований МСФО. Без тесного контакта с авторами нормативных документов и клиентами оперативно поддержать в АБС новые требования Банка России нереально.

При этом стоимость лицензий и совокупная стоимость владения у российских систем ниже, что обеспечивает быстрый возврат инвестиций в развитие ИТинфраструктуры под розницу. Нельзя забывать: чтобы обеспечить качественное послепродажное обслуживание ИТрешений, необходима развитая инфраструктура, которой нет у западных поставщиков. Наконец, специалистов по западному софту немного, их востребованность на рынке труда, а следовательно, и стоимость весьма высоки. Тогда как высококвалифицированных профессионалов, умеющих работать с российскими банковскими системами, множество.