Все не так плохо

Инна Гладкова
7 ноября 2005, 00:00
  Урал

Подъем мировых цен на сырье породил новую волну инвестиционного и потребительского спроса в экономике. Ее первые результаты - опережающий рост региональных торговых, строительных, машиностроительных компаний - мы увидим уже по итогам 2005 года

Совокупный оборот 300 крупнейших компаний Урала и Западной Сибири увеличился за 2004 год на 36% и составил 1,5 трлн рублей. Полсотни крупнейших подразделений общероссийских холдингов показали более высокий рост - 43%, их совокупный объем реализации в 1,2 раза больше, чем у региональных компаний.

Треть объема реализации компаний, вошедших в табл. 1 (см. методику), приходится на Тюменскую область с округами. По доле в совокупной выручке рейтинга выделяются также Челябинская, Свердловская области и Башкирия - от 16 до 18%.

Совокупный оборот 300 крупнейших компаний Урала и Западной Сибири увеличился за 2004 год на 36% и составил 1,5 трлн рублей

Самый значительный прирост (106%) за прошедший год показала Оренбургская область. В основном - благодаря "Уральской стали": ее объем реализации составляет 62% в совокупном объеме всех оренбургских компаний рейтинга, а выручка за год увеличилась на 186%. Прирост выше среднего демонстрируют также Челябинская и Свердловская области (47 и 40% соответственно): основной вклад на Южном Урале принадлежит ММК (свыше половины прироста) и ЧЭМК (11%), на Среднем - холдингу УГМК (43%).

Импульсы

Основной фактор влияния 2004 года - благоприятная конъюнктура на мировых рынках нефти и металлургической продукции (см. также "Вези, пока везет", "Э-У" № 34 от 12.09.05). Компании этих отраслей показали наивысшую динамику и в составе крупнейших (см. таблицу 1 и 2).

Предприятия ТЭК сформировали чуть менее трети совокупного объема реализации основного рейтинга. Доминирующая доля в сегменте принадлежит Сургутнефтегазу (69%, по данным табл. 1). Но основная выручка сектора генерируется предприятиями российских нефтегазовых холдингов: 22 из 50ти представленных подразделений работают именно в этом секторе, их оборот почти в 2,5 раза превышает оборот компаний отрасли, попавших в табл. 1.

Компаниям черной и цветной металлургии принадлежит 25% оборота отрасли в рейтинге. Половина выручки черной металлургии приходится на ММК. Немногим менее трети объема реализации цветной металлургии формирует УГМК. Обе компании по итогам прошедшего года показали существенный рост - 49 и 67% соответственно.

Предприятия ТЭК сформировали чуть менее трети совокупного объема реализации основного рейтинга. Но основная выручка сектора генерируется предприятиями российских нефтегазовых холдингов

Динамикой выше среднего отличился также непромышленный сектор - обороты розничной и оптовой торговли увеличились на 38 и 37% соответственно. Сектор розницы представлен в основном продуктовыми сетями, основной вклад в его рост внесли "Кировский", "Купец", "Монетка" (все - Свердловская область) и "Пятерочка" (компания "Салют­Торг", развивающая сеть по франшизе в Башкирии). Низкая конкурентоспособность продукции национального автопрома привела к тому, что в 2004 году впервые иностранные автомобили по объемам продаж обогнали отечественные. Так, в список крупнейших попали четыре дилера, занимающиеся иномарками.

Сектор оптовой торговли, приросший на 37%, в основном представляют нефте­ и металлотрейдеры. Ситуация в сегменте менее оптимистична по сравнению с розницей: с одной стороны, динамику этим компаниям обеспечивает подъем цен, с другой - они испытывают жесткую конкуренцию со стороны сбытовых структур и производителей.

В составе рейтинга по доле также выделяются машиностроение и химическая промышленность (по 9%). На Урале доминирует тяжелое промышленное и оборонное машиностроение. За год ситуация в отрасли нисколько не улучшилась, прирост составил всего 19%. Чуть менее половины объема реализации приходится на четыре компании: Уралвагонзавод, группу "Ижмаш", Уфимское моторостроительное ПО (УМПО) и холдинг "Пермские моторы". Выручка предприятий ОПК подвержена ежегодным колебаниям в зависимости от размера и количества заключенных контрактов. Объем реализации Уралвагонзавода вырос всего на 10%, УМПО - снизился на 16%. В 2004 году уфимцы экспортировали авиадвигатели в рамках договоров поставки российских истребителей в Индию и Китай. В ближайшие годы объем реализации увеличится за счет выигранного в прошлом году тендера и ряда других проектов (подробнее см. интервью с техническим директором ОАО "УМПО" Сергеем Павлиничем).

Динамикой выше среднего отличился непромышленный сектор - обороты розничной и оптовой торговли увеличились на 38 и 37% соответственно

Предприятия химии и нефтехимии росли темпами ниже среднего (31%), но это достаточно высокая динамика для отрасли. В 2004 году вслед за нефтью поднимались цены на нефте­продукты, на мировом рынке наблюдалось оживление среди потребителей калийных удобрений (основная статья экспорта российского химпрома). Но "потепление" не обещает быть стабильным. Во­первых, существует риск перепроизводства удобрений: в последнее время большинство компаний увеличивали выпуск. Во­вторых, и в химии, и в нефтехимии высока доля затрат на энергоресурсы. Их удорожание приведет к снижению маржи.

Подъем цен на углеводороды стал проблемой и для транспортной отрасли. В рейтинге сектор практически полностью представлен авиакомпаниями. По словам коммерческого директора авиакомпании "Уральские авиалинии" Кирилла Скуратова, доля затрат на топливо в тарифе превышает 50%. Рост мировых цен на нефть сильно ударил по карману перевозчиков во всем мире. В сентябре 2005 года зарегистрировано банкротство третьей и четвертой по величине авиакомпаний США - Delta Airlines и Northwest Airlines. По данным IATA, все мировые авиаперевозчики получат в этом году убытки в размере 7,4 млрд долларов. На этом фоне уральские авиаперевозчики выглядят вполне благополучно: рост отрасли, по данным рейтинга, - 32%.

Подъем со спадом

Экспортные прибыли инициировали рост благосостояния населения. По данным статистики, денежные доходы, которыми располагали уральцы, за последние четыре года выросли более чем вдвое. Существенный толчок потребительскому буму придала банковская система, развивающая кредитование. Спрос населения был направлен на жилье, ремонт, бытовую технику, автомобили, одежду, продукты. Но расширение выбора для потребителя не всегда оборачивается ростом национальных производителей. Наиболее востребованный сегмент бытовой техники и электроники практически полностью принадлежит иностранным производителям. На Урале, как и в России, крупных компаний, способных составить конкуренцию импорту, нет. В выигрыше остается только торговля.

Ажиотажный спрос на жилье, в том числе элитное, породил мощную эскалацию цен.

В итоге рынок высшего ценового сегмента быстро насытился, а строительство жилья в среднем сегменте так и не набрало нужных оборотов. По данным исследования крупнейших открытых строительных компаний региона, проведенного АЦ "ЭкспертУрал" (см. "Кто впишется в поворот", "Э-У" № 41 от 31.10.05), объем подрядных работ в строительстве жилья и коммерческой недвижимости за 2001 - 2004 годы поднялся на 171% (в том числе за 2004 год на 48%). Но ввод жилья на территории Урала увеличился за этот период всего на 17%, и в ближайшее время темпы могут еще сократиться. Строительство промышленных объектов растет гораздо медленнее: об этом косвенно свидетельствует увеличение инвестиций в основной капитал на Урале - 11% по итогам 2004 года.

Ажиотажный спрос на жилье, в том числе элитное, породил мощную эскалацию цен. В итоге рынок высшего ценового сегмента быстро насытился, а строительство жилья в среднем сегменте так и не набрало нужных оборотов

В рейтинге в основном присутствуют промышленные строители. Строительные компании, которым принадлежит 6% совокупного объема реализации, показали динамику в 21%.

Раньше других подъем благосостояния населения почувствовала на себе пищевая промышленность. Отрасль стала одной из первых, куда пришел иностранный капитал. На фоне жесткой конкуренции со стороны импорта и насыщения рынка перспективы российских пищевиков, по данным компаний рейтинга, не слишком оптимистичны: при росте производства на Урале на 56% объем реализации вполовину меньше - 25%. Преимущество в развитии получают холдинговые структуры. Прирост объема реализации компании " Макфа" за прошлый год составил 50%. Падение динамики " СладКо"

(с 17 до 5%) скорее объясняется продажей производственного актива в Казани. Меньшее конкурентное давление по сравнению с производителями пива, молока, соков и мясной продукции испытывает сегмент производства хлебобулочных изделий. Как следствие, объем реализации уральских компаний этого сегмента - комбината хлебопродуктов им. Григоровича и "Башкирских мельниц" - вырос на 50 и 46% соответственно.

Усиление конкуренции на рынках, где уральские компании не обладают естественным преимуществом (природными ресурсами), активизирует процесс консолидации бизнеса, причем во главе его, как правило, стоят инорегионалы. Исключением, пожалуй, стала розничная торговля, где местные компании сумели вовремя занять существенную часть рынка.

Слияния и поглощения

В 2004 году усилился процесс слияний и поглощений: по оценке Ernst & Young, совокупная стоимость сделок с участием российских компаний выросла на 70% и достигла 30

млрд долларов. Рост произошел за счет увеличения средней стоимости сделок до 96 млн долларов, их количество практически не изменилось (около 310).

Пищевая промышленность стала одной из первых, куда пришел иностранный капитал. На фоне жесткой конкуренции со стороны импорта и насыщения рынка перспективы российских пищевиков не слишком оптимистичны. Преимущество в развитии получают холдинговые структуры

Сделки с участием уральских компаний в роли как инициатора, так и объекта составляют около 20% сделок по России. Зачастую уральцы выступали в качестве объекта. Около 80% сделок - консолидация профильных активов, горизонтально и вертикально интегрируемых. Самыми активными оказались металлурги и нефтяники. За прошлый год девять нефтяных активов на территории Урала приобрела НК " РуссНефть". Самые весомые - нефтедобывающие компании в ХМАО: "АкиОтыр" с запасами около 20 млн тонн нефти и "Белые ночи" - примерно 60 млн тонн.

Одно из самых важных событий металлургии - увеличение доли Алишером Усмановым в ООО "Уральская сталь" до 100% и покупка совместно с Sitbon Investments Limited (собственник Василий Анисимов) контрольного пакета Михайловского ГОКа, второго по величине запасов рудника в России (более 11 млрд тонн). Кроме того, сырьевые активы приобрели ЕвразХолдинг (контрольный пакет Качканарского ГОКа "Ванадий"), УГМК (ОАО "Верхнеуральская руда", которое владеет лицензией на разработку Чебачьего месторождения медноколчеданных руд).

Был пример и обратной сделки в связке "сырье - переработка". В начале прошлого года УГМК решила проблему отсутствия мощностей по переработке цинкового концентрата: приобрела ОАО "Электроцинк" в Северной Осетии (раньше цинковые концентраты компания поставляла на Челябинский цинковый завод).

Важным событием, которое может повлиять на расстановку сил в трубной подотрасли, стало объединение ЧТПЗ и ПТНЗ.

В цветной металлургии Урала в 2004 году шли процессы холдингостроения. В феврале прошлого года "Ренова" приобрела Екатеринбургский завод ОЦМ. На базе этого предприятия, а также КаменскУральского ОЦМ и Валенторского медного рудника она создает медный холдинг с единой производственной цепочкой.

Те же процессы затронули сегмент никеля. В мае текущего года УК "Промышленный металлургический холдинг" приобрела Уфалейникель и Режникель и планирует на их базе создать единый технологический комплекс по производству никеля.

Ряд сделок пришелся на пищевую промышленность и торговлю. На Урале существует считанное число сильных компаний отрасли, которые могли бы формировать межрегиональный холдинг. Один из них - "СладКо", и тот с "поддержкой" иностранного капитала: в марте текущего года завершилась сделка по приобретению кондитерского холдинга норвежским концерном Orkla у голландской компании United Confectioneries. Во всех сделках уральские компании выступали в качестве объектов покупки. Самые крупные сделки 2004 - 2005 годов: производитель кондитерских изделий United Bakers приобрел Тюменский завод пищевых продуктов. Alfa Capital Partners, которой принадлежит United Bakers, начала строить на его базе холдинг. Контрольный пакет Екатеринбургского мясокомбината купила компания Смолмясо, принадлежащая Русагрокапиталу. В начале этого года к торговой сети "Кировский" присоединилась сеть магазинов Екатеринбургского мясокомбината - ЕМКа. Еще две сделки в торговле - покупка местных сетей аптек.

Основной фактор влияния 2004 года - благоприятная конъюнктура на мировых рынках нефти и металлургической продукции. Компании этих отраслей показали лучшую динамику и в составе крупнейших
 

В машиностроении и химической промышленности также произошло несколько крупных сделок. Концерн "Пром­трактор" приобрел контрольный пакет Курганмашзавода, Ространсмаш - завод "Икар". Холдинг "Селена" купил предприятие ПОЛИЭФ, для запуска которого потребуется еще 5,2 млрд рублей.

Во что вложено

На что была направлена в прошлом году активность уральских компаний? По данным исследования "Лучшие менеджерские решения уральских предпринимателей в 2004 году", слияния и поглощения занимают лишь вторую позицию. Основное внимание уральцы уделяли организации новых производств, расширению и модернизации мощностей. Крупнейший проект стоимостью почти 800 млн долларов принадлежит Салаватнефтеоргсинтезу - строительство новых установок каталитического крекинга, висбрекинга и производства битума. Чтобы обеспечить себя сталью, группа ЧТПЗ готова вложить 200 млн долларов в строительство электростале­плавильного комплекса.

Кроме того, в прошлом году существенная активность наблюдалась также в сферах выхода на рынки капитала. Крупнейшие займы осуществили НоваТЭК (кредитные ноты на 300 млн долларов двумя выпусками) и Уралсвязьинформ (два облигационных займа общим объемом 5 млрд рублей).

Часть решений была принята в области расширения рынков (вывод нового продукта, заключение крупных контрактов). К примеру, компания "Автомобили и моторы Урала" заключила договор с Тata Motors (Индия) на сборку 400 малотоннажных грузовиков ТАТА407 и ТАТА613.

Эпилог

По итогам рейтинга отчетливо видны три отрасли, на которых базируется благополучие уральской экономики: металлургия, нефтянка и химия с нефтехимией. Плюс большая прослойка оптовиков, торгующих в основном продукцией этих отраслей. Эти сегменты занимают наибольшую долю в совокупной выручке и развиваются быстрее других. Казалось бы, надо ставить крест на мечте об экономическом росте за счет обрабатывающего сектора, инноваций, строительства. На самом деле - все не так плохо.

Текущий рейтинг - всего лишь прошлогодний срез. Уже в этом году видно, что всплеск доходов сырьевиков (точно так же, как и в 2001 - 2002 годах) породил волну роста в отдельных сегментах машиностроительного сектора, промышленного строительства. Кроме того, в числе динамичных компаний мы видим незаметные на фоне сырьевиков, но не менее важные для экономики компании розничной торговли, страхования, промышленности металлоконструкций (эта отрасль ориентирована на внутренний инвестиционный спрос). Наконец, многие быстро растущие компании торговли, строительного сектора не известны по простой причине - далеко не все из них раскрывают реальные объемы выручки. Косвенные данные, которые мы получаем в ходе узких исследований этих секторов, показывают: эти компании растут не менее, а иногда и более высокими темпами, чем нефтянка и металлургия.

И в 2006 - 2007 годах именно они будут "переваривать" основные бонусы, полученные сырьевиками от чрезвычайно благоприятной конъюнктуры мировых цен.