Цепная реакция

Михаил Хайкин
21 ноября 2005, 00:00
  Урал

Главная цель руководителей уральских предприятий - повышение управленческого контроля. Поэтому основной спрос в ближайшей перспективе будет направлен на комлексные учетные системы и системы автоматизации технологических процессов

Динамика ИТбюджетов уральских промышленных предприятий позволяет прогнозировать: в ближайшие два года региональный рынок информационных технологий сохранит темпы роста на уровне 30%. Основная масса заказчиков завершила первый этап автоматизации - реализацию инфраструктурных решений (отчет о проекте "Результаты ИТвнедрений на предприятиях уральского региона" см. в ст. "ИТого", "Э-У" 13 от 5.04.04). Наиболее востребованы будут комплексные системы автоматизации. Цель предлагаемого исследования - составить портрет уральского предприятияпотребителя и дать прогноз изменения спроса на ИТрешения.

Динамика бюджетов

Что бы ни говорили приверженцы решения всех проблем бизнеса путем внедрения ИТсистем, для промышленных предприятий автоматизация носит скорее прикладной характер. Если деятельность компаний финансового сектора, например банков, зависит от используемых информационных технологий напрямую, то развитие ИТинфраструктуры на производственных предприятиях жизненно важным для них не является. Поэтому, в отличие от тех же банков, у которых пик ИТбюджетов пришелся на 2003 год (см. "ИТ по Дарвину", "Э-У" 32 от 29.08.05), спрос со стороны промышленных компаний распределен равномернее: с 2002го по 2004 год рекордные затраты на автоматизацию демонстрировали примерно треть компаний ежегодно.

Уральские предприятия увеличивают долю затрат на ИТ: за 2003 - 2004 годы она выросла с 0,7 до 0,9% от общего объема реализации продукции и составляет в среднем 1373 тыс. долларов в год. Однако до показателей зарубежных компаний (1,5 - 2,5% от оборота) нам пока далеко.

Куда уходят деньги

Развитие ИТинфраструктуры - дело индивидуальное и зависит от стратегии, ситуации на профильных рынках и позиции руководства предприятия. Тем не менее классификация возможна.

Поделим участников исследования на три группы по величине годового ИТбюджета: до 150 тыс. долларов; 150 - 500 тыс. долларов; более 500 тыс. долларов. Первую группу составили 45% компаний от общей выборки, вторую и третью - 20 и 35% компаний соответственно. Каждой группе соответствует определенная стадия автоматизации, а переход в группу компаний с большими ИТбюджетами свидетельствует о качественном изменении спроса на ИТ.

ИТбюджеты компаний первой группы направлены в основном на поддержку уже существующих решений: систем бухгалтерского учета, сетей передачи данных, оборудования и WEBприложений. Следует отметить, что все опрошенные предприятия намерены закончить строительство локальных сетей передачи данных и автоматизацию бухучета в этом году.

Представители второй группы уже прошли этап реализации инфраструктурных решений. В ближайшие два года они планируют завершить проекты внедрения систем финансового учета, электронного документооборота, оптимизации

логистики и управления технологическими процессами. В 2005 году затраты на ИТ в этой группе увеличились более чем вдвое, причем 40% бюджета идет на дальнейшее развитие ИТинфраструктуры. В перспективе именно эти компании станут основными потребителями ERPсистем.

Третья группа заказчиков - крупные промышленные предприятия. Как правило, они уже добились определенных успехов на почве реализации тяжелых ИТпроектов и имеют четкую стратегию поэтапной автоматизации. Рекордные ИТбюджеты этих компаний пришлись на 2003 год и теперь стабилизировались, ежегодный прирост составляет в среднем 10 - 20%. Усложнение ИТинфраструктуры требует увеличения затрат на ее содержание: в среднем предприятия третьей группы расходуют на поддержку 75% ИТбюджета. Основной задачей на ближайшие два-три года станет построение хранилищ данных и беспроводных сетей, а также решение проблемы интеграции различных приложений.

Спрос на ИТ со стороны уральских промышленных предприятий динамичен: данные участников исследования говорят о 32% роста ИТбюджетов в 2005 году. Это вполне соответствует прогнозам поставщиков ИТрешений (см. "Выход там, где вход", "Э-У" 38 от 10.10.05). Однако большая часть этих денег осядет в карманах федеральных ИТкомпаний: этот неутешительный для уральских игроков вывод можно сделать на основе экспертного опроса ИТдиректоров компаний - участников исследования.

Разговор клиента с продавцом

Исследование показало, что интерес заказчиков к услугам местных ИТкомпаний ограничен сферой инфраструктурных решений: поставками оборудования и построением сетей передачи данных. Чем сложнее решение, тем больше чаша весов при выборе подрядчика склоняется в пользу крупных федеральных игроков. Объяснить это смещением центров принятия решений в Москву нельзя: среди участников исследования всего три компании входят в состав общефедеральных холдингов.

Основная проблема региональных ИТкомпаний - недостаточный уровень компетенции. "Географическая близость местных ИТкомпаний позволяет быстрее и дешевле решать любые вопросы, но существует риск, что они не справятся с проектом. Москвичи обладают большим опытом реализации сложных проектов и способны привлекать дополнительные ресурсы", - считает начальник отдела автоматизации систем управления производством ОАО "Сильвинит" Салават Габдрахманов (Пермь).

С ним согласен заместитель начальника управления ИТ компании " Уралкалий" Олег Пеньков (Березники): "Преимущества местных ИТкомпаний - мобильность, невысокая стоимость услуг и большая толерантность. Их главный недостаток - нехватка квалифицированных специалистов. Инорегиональные компании могут привлекать высококвалифицированные кадры, но при этом повышается стоимость услуг и возникают сложности при коммуникациях".

Основной проблемой во взаимоотношениях продавцов и покупателей ИТтехнологий остается соблюдение подрядчиком сроков реализации проектов. По мнению обеих сторон, нивелировать этот риск можно за счет усиления внимания к вопросам автоматизации со стороны высшего руководства. Поэтому повышение статуса ИТдиректора на предприятиях - тенденция безусловно положительная. Если по итогам 2003 года к высшему звену управленцев принадлежали 47% ИТдиректоров, то в этом году - 55%. Одновременно выросла роль менеджмента компанийзаказчиков: на 55% предприятий именно руководство выступает инициатором ИТпроектов. В прошлогоднем исследовании доля таких предприятий была всего 26%.

Важно: как подчеркивает начальник отдела ИТ Челябинского цинкового завода Олег Байдин, "вмешательство руководства компании в процесс автоматизации помогает снизить сопротивление со стороны пользователей".

Основная цель руководства уральских промышленных компаний - повышение управленческого контроля за деятельностью предприятия. Этим обусловлен рост спроса на комплексные ИТрешения: более 40% компаний планируют внедрить у себя ERPсистемы и системы автоматизации управления технологическими процессами. Спрос на эти системы и определит пути развития уральского рынка промышленной автоматизации на ближайшую перспективу.