А ну-ка, догони!

Бурный рост масштабов торговых сетей выявил недочеты в установленных информационных системах. Привести ИТстратегию в соответствие с общей стратегией развития бизнеса - первоочередная задача ритейлеров

Информация - ключевой фактор построения эффективного предприятия в любом бизнесе. Неполная или некачественно обработанная, она приводит к ошибочным управленческим решениям, а дышащие в спину конкуренты такое не прощают. В сетевой торговле объем информации настолько велик, что справиться с ним вручную просто нереально. Главная задача менеджмента - объединение торговых, складских и офисных объектов в единую сеть, информационное пространство в режиме реального времени. Так в условиях высококонкурентного рынка ритейла информационные технологии становятся полем для формирования преимуществ, а бурное развитие розничной торговли определяет динамику роста рынка автоматизации.

Рынок ИТ для торговли начал складываться практически одновременно с появлением в России первых супермаркетов - в середине 90х годов. Первым торговым компаниям было не до автоматизации, но уже с 1999 по 2002 год объем российского рынка автоматизации продовольственных сетей вырос с 1 до 30 млн долларов. Прогнозное значение на 2005 год - более 100 млн долларов.

Предприятия можно автоматизировать двумя путями - силами своих ИТподразделений и с привлечением сторонних системных интеграторов. Оба варианта имеют и плюсы, и минусы. В первом случае получаем дешевое, максимально подходящее для текущих бизнеспроцессов и специфики компании решение. Его разработка, однако, весьма долгосрочна и зависит от степени гениальности ограниченного числа сотрудников: на них и держится вся система. Хотя готовых решений при автоматизации процессов, не составляющих ключевую компетенцию сети, не избежать: в изобретении велосипеда (например, бухгалтерских программ) нет смысла.

В начале 90х выбор однозначно склонялся в пользу собственных специалистов: разработки профессиональных интеграторов практически ничем не отличались, их решения не были адаптированы к нуждам ритейлеров, да и опыт внедрения отсутствовал. Сегодня лишь небольшое число розничных сетей создает собственные продукты.

ИТ в ритейле с одной стороны - инструмент выживания, с другой - источник формирования конкурентных преимуществ

Большинство ритейлеров обращается к системным интеграторам, частично или полностью отдавая ИТфункции на аутсорсинг. В этом случае заказчики получают комплекс услуг автоматизации, а покупка готового решения отчасти гарантирует его жизнеспособность: оно уже применялось в других компаниях. Критерии выбора системного интегратора (помимо цены предлагаемого решения и его соответствия особенностям и потребностям сетевика): известность в этой сфере деятельности и опыт успешных проектов. Именно поэтому на рынке автоматизации существует устойчивая тенденция к укрупнению игроков и вытеснению непрофессионалов. Рынок фактически поделен. Появиться и закрепиться новичку (мы не берем в расчет приход в регион представителей московских или зарубежных компаний) практически невозможно.

Процессы

Долго предметом автоматизации для ритейлеров были простейшие учетные функции: бухгалтерия, налоги, приход и расход товаров. Система автоматизированной идентификации товара считалась наиболее сложной. За последнее время отношение к автоматизации претерпело кардинальные изменения. Появился спрос на системы, которые не только обеспечивают ведение учета, но и помогают управлять сетью. Возросло значение бизнесаналитики.

В систему включаются уже все бизнеспроцессы торговой сети, управление цепочкой движения товара от отношений с поставщиками через логистику до выкладки на полках в конкретном магазине.

Все чаще российские сети реализуют проекты внедрения дорогостоящих систем класса ERP (Enterprise Resource Planning - системы планирования ресурсов предприятий). За последний год число примеров пополнилось решением о внедрении такой системы челябинского ритейлера ТЦ "Молния": переход на MBS Axapta запланирован на 2005 - 2006 год. Стоимость ИТпродукта перестает быть ключевым фактором при выборе, причем в структуре стоимости (обо-рудование+программное обеспечение+внедрение+обслуживание) удельный вес "железа" снижается, а "софта" растет.

Развитие рынка автоматизации показывает: розничные сети переходят на принципиально новый уровень. Повышается прозрачность бизнеса, что чрезвычайно важно для привлечения инвестиций. Автоматизация становится одной из наиболее актуальных задач, решение которой позволит снизить издержки и повысить управляемость сети. (По некоторым оценкам, после внедрения информационной системы крупнейшая на мировом рынке розничная сеть WalMart, объединяющая более 4,5 тыс. магазинов, увеличила товарооборот на 11%, а прибыль - на 14%.) Однако автоматизация ритейлеров протекает не так гладко, как хотелось бы.

Рост застал врасплох

Исторически так сложилось, что ИТбюджет определялся по остаточному принципу. Для рынка в период первоначального накопления капитала это естественно. Специфика бурного развития "новой экономики" заключалась в том, что стратегии, тем более долгосрочные, никто не просчитывал, все стремились в первую очередь заработать деньги. Об использовании информационных систем для управления бизнесом не задумывались. Убедить собственника в том, что за ИТстратегию нужно платить, причем немалые деньги, было практически невозможно,

целесообразность и эффективность мероприятий представлялись смутно. Область информационных технологий воспринималась как нечто не поддающееся количественной оценке. Определять ценность повышения управляемости, прозрачности, скорости маневрирования в условиях быстроизменяющейся внешней среды в голову никому не приходило. Поэтому большинство сетевиков выбирали решения, по приемлемой цене удовлетворяющие текущие потребности, оптимизирующие отдельные бизнеспроцессы (например, работу торгового зала).

Заметим, что такая ситуация характерна не только для сетевой торговли. Аналогов в потреблении инновационных продуктов (а автоматизация в их числе) не было, и компании изучали новое на себе методом проб и ошибок. До 2001 - 2002 года в подобном положении оказалось большинство промышленных предприятий. Спустя несколько лет многое в ИТ пришлось переделывать, причем вложений потребовалось в несколько раз больше.

Информационные системы розничных сетей не справляются с их быстрым ростом: под угрозой управляемость. Пришло время сменить подходы

По мере расширения торгового бизнеса, создания сетей выбранная ИТсистема переставала справляться с возросшим информационным потоком. Под ударом оказалась управляемость. Без ИТизменений сеть уже не могла расти. В более выгодном положении оказались игроки, чьи информационные системы предусматривали развитие. Пример - крупнейшие сетевые структуры: краснодарская компания "Магнит" (объединяет сейчас более 1300 магазинов по всей стране) и ее главный конкурент питерская "Пятерочка" (более 550 магазинов). Снижало управляемость и развитие мультиформатной торговли, открытие собственного производства в магазинах (кондитерского и хлебопекарного, цехов полуфабрикатов), поддержка франчайзинговых структур.

Так перед сетями возник вопрос о смене систем. Но его решение, как правило, требует существенных денежных затрат, адаптации бизнеспроцессов. Кроме того, "велик человеческий фактор. Кардинальная смена корпоративной информационной системы всегда представляет сложность для пользователя: операции производятся иначе, работать нужно поновому", - добавляет руководитель отдела торговых систем группы компаний АСП Алексей Мурашкин. К этому сетевики не всегда бывают готовы, часто пытаются воскресить морально устаревший продукт. Но стоит ли повторять прошлые ошибки...

Верный путь

Первый шаг в верном направлении - определение стратегии развития компании. Ритейлер должен четко понимать, где он планирует оказаться через 5 - 10 лет. Необходимо проанализировать проблемы и задачи, стоящие перед бизнесом, и уже на их основе выстраивать ИТстратегию. Решение должно оцениваться не по его стоимости, а с точки зрения экономической эффективности. Безусловно, выполнить сразу все задачи в области информационных технологий невозможно, главное - представлять конечную цель. Для реального управления бизнесом необходимо своевременно получать актуальную информацию, анализировать ее, принимать решения и реализовывать их. Значит, необходим эффективный инструмент управления, а не просто автоматизация отдельных функций и задач. Решение должно быть масштабируемым, иметь необходимый функционал, способность к дополнительным настройкам в соответствии со спецификой развития бизнеса и при этом быть простым в эксплуатации. "Первоочередная задача для сети - это учет. Но она уже - позавчерашний день. Вопрос в том, как управлять процессами в комплексе. Поэтому когда идет диалог с клиентом, я всегда стараюсь донести до него, что фирма будет развиваться и программу надо брать, естественно, с запасом, чтобы она в будущем смогла удовлетворить растущие потребности", - рассказывает Алексей Мурашкин.

Цена ошибки - потеря рынка. Западные компании приходят в Россию с уже сложившимися ИТструктурами и ИТсистемами, с высокотехнологичными отточенными бизнеспроцессами. Средние затраты российских торговых сетей на ИТ - менее 1% от оборота: это значительно ниже, чем у западных конкурентов. Иностранцы могут позволить себе работать с минимальной наценкой - и идут к нам. За ними последуют и лидеры столичного рынка. "Со временем в продовольственной рознице останется максимум три-пять сильных игроков, которые будут конкурировать. Мы не рассматриваем открытие гипермаркета как единственного магазина в Екатеринбурге и Уральском регионе. Со временем мы рассчитываем занять здесь 15 - 20% рынка", - заявил, например, президент федерального холдинга "Марта" Георгий Трефилов.

В таких условиях автоматизация становится уже не источником формирования конкурентных преимуществ, а инструментом выживания. Зачастую от сетевиков приходится слышать: информационная система не соответствует стоящим перед ними задачам. Но это не проблема системы; ждать, пока появится новая или существенно доработанная версия старой, время не позволяет. Действенные системы управления информацией уже существуют, нужно только научиться задавать правильные вопросы, просчитывать на перспективу и перевести, наконец, затраты на создание корпоративной информационной системы из разряда текущих в разряд инвестиционных.

Ритейл Урала: итоги первого полугодия 2005

Объем розничного товарооборота сетей, принявших участие в рейтинге, вырос за период на 50%. Концентрация рынка сохранилась. На первую пятерку компаний рейтинга приходится 65% выручки всех участников. Лидер прежний - екатеринбургская сеть супермаркетов "Кировский" с оборотом почти в 3 млрд рублей.

Совокупная торговая площадь компаний рейтинга достигла 237 тыс. кв. метров, количество точек - почти 400. Даже по российским меркам это немного. Наибольшим количеством точек и площадей обладает пермская компания "Норма", развивающая сеть "НормаНВиват" и уже в прошлом году вышедшая на рынок Санкт-Петербурга.

Ритейлеры продолжают работать в нескольких форматах. Из 15 участников рейтинга всего четыре компании остаются верны единственному направлению. "Наблюдается общая тенденция четкого разделения на различные формы торговли: гипермаркеты, супермаркеты, дискаунтеры и магазины у дома. Покупатели становятся более требовательны в выборе мест покупок. Из-за проблем с оборачиваемостью сети вынуждены переформатировать или продавать объекты с низким трафиком, даже если средний чек в пределах допустимого", - отмечает начальник отдела маркетинга сети магазинов "СемьЯ" (Пермь) Наталья Рябова.

Среди наиболее актуальных проблем игроки рынка отмечают отношения с поставщиками (частые нарушения сроков и объемов поставок, дефицит поставщиков в определенных товарных группах и отсутствие структур, качественно предоставляющих комплексные логистические услуги); низкую квалификацию персонала и его неадекватную стоимость; низкий платежеспособный спрос населения, что заставляет задумываться о выходе в соседние регионы.