"Возьмите стул и садитесь сюда"

Тема недели
Москва, 21.11.2005
«Эксперт Урал» №44 (214)
Как губернатор Тюменской области стал главой президентской администрации

..."Когда меня спрашивают: "Зачем вы проводите реформы здравоохранения, образования, ЖКХ - хотите впереди паровоза бежать? Или вы узнали, что будет такое заявление (президента. - Ред.)?", я отвечаю, что надо руководствоваться здравым смыслом и тогда в конечном итоге окажется, что ты работаешь в унисон со всеми. Президент озвучил задачи, которые востребованы людьми". Так скромно и элегантно в сентябрьском интервью "Российской газете" Сергей Собянин объяснил за Владимира Путина мотивы своего назначения главой президентской администрации. Характерная черта Сергея Семеновича: пока другие митингуют или клянчат, он усердно растит практические результаты, следуя повестке "национальных проектов" президента, а затем убедительно предъявляет их начальству и общественности.

И воздастся тебе

Преобразовательство - в душе Собянина. Одолев в 2001 году "ельцинского" губернатора Леонида Рокецкого, он немедленно взялся за перестройку поселенческой модели местного самоуправления, накроенной предшественником. Многочисленные муниципалитеты были бедны и зависимы от региональной администрации, о самостоятельном экономическом развитии и речи не шло. "У нас в свое время было 700 поселений, которые отвечали за все на свете: образование, здравоохранение, коммуналку. Причем своих ресурсов никаких, с кадрами проблема. И куча долгов. До сих пор некоторые еще рассчитаться не могут. Мы их ликвидировали, проведя референдум, создали районы", - вспоминает Собянин. Благодаря преобразованиям областная бюрократия сократилась на 30%, выросли зарплаты оставшихся чиновников.

Но тут грянула "козаковская" реформа местного самоуправления (Собянин даже принял участие в ее разработке как руководитель соответствующей рабочей группы Госсовета). Полсотни укрупненных районов референдумами же раздробили на более чем 300 муниципалитетов - тоже без денег и кадров. Выходит, Сергей Семенович сдал позиции в угоду федеральным реформаторам? Не совсем. "Образование, здравоохранение остается на уровне района. Поселение должно заниматься благоустройством, следить за порядком, участвовать в земельном распределении, застройке поселка, - полагает Сергей Семенович. - Но и здесь мы выбрали гибкую схему. Провели референдумы, чтобы люди сказали, что не возражают, если поселение часть полномочий передаст на уровень района - раз не готово сегодня справляться. Будет готово - заберет обратно". Гибкость, постепенность, компромиссность, когда приходится считаться как со схематичными конструкциями вышестоящих инстанций, так и с реальными возможностями, - тоже черты собянинского характера.

И одновременно - жесткая настойчивость в пределах собственной компетенции. "Нагуляв" беспрекословный авторитет, в прошлом году Собянин "сослал" главу Тюмени Степана Киричука в Совет Федерации, заменив его наемным, а значит, подконтрольным ситименеджером - своим заместителем Владимиром Якушевым (он называется основным претендентом в преемники Собянина на губернаторском посту). "У человека, который в меньшей степени занимается политикой, больше остается времени на хозяйственную работу", - объяснил Собянин.

Нос по ветру

Стремление к независимости, амбициозность - этими качествами Собянина повизантийски воспользовался Кремль в прошлом году, пробуя "на зубок" губернаторовмастодонтов Юрия Неелова (ЯмалоНенецкий АО) и Александра Филипенко (ХантыМансийский АО). Экспредседатель думы ХМАО Сергей Собянин, облачившись в тогу главы самостоятельного региона, на 180 градусов развернулся в вопросе распределения полномочий и источников их финансирования между бедной метрополией, югом Тюмен-ской области, и богатыми северными провинциями. В прошлом году он потребовал себе все спорные полномочия (числом 24) и ресурсы под них. Риторика тюменского губернатора указывала на стремление к ликвидации суверенитета автономных округов внутри тюменской "матрешки".

Федеральный центр подыграл тем, что отобрал у округов 95% налога на добычу полезных ископаемых (это несколько десятков миллиардов рублей; в ХМАО, например, за счет НДПИ формировалось до 40% бюджета) и ограничил переговорные сроки 1 января 2005 года. Первым струхнул Юрий Неелов, заявив, что не исключает "никаких вариантов интеграционного процесса, в том числе и интеграции области в единый субъект федерации". Но Александр Филипенко стоял насмерть: концентрация единоличным наместником властных полномочий в суперрегионе, где добывается 90% российского газа и 65% нефти, не в ваших политических интересах, урезонил он Кремль. Глава президентской администрации Дмитрий Медведев и его заместитель Владислав Сурков посоветовали Собянину "спустить пар". Но он все-таки перехватил значительные общерегиональные полномочия (развитие транспортной инфраструктуры, агропрома, соцзащиты, специализированной медицины, профессионального образования, охраны окружающей среды и т.д.) и соответствующие налоговые ресурсы из казны округов - 30% налога на прибыль и 5% НДПИ. Окружные власти сохранили независимость и контроль над местным самоуправлением.

Два месяца назад Сергей Семенович заявил: "Договор подписан на пять лет. Мы строго ему следуем. И никакого желания его перекраивать у меня нет". Впрочем, теперь он сам глава президентской администрации, а Сурков - его зам. Так отчего бы снова не развернуться на 180 градусов, будь на то воля президента?

Игра покрупному

"Можно рассматривать взаимоотношения с федеральным центром по принципу "дайте нам что-нибудь". Я думаю, что принцип должен быть другой. Должны быть четко разграничены полномочия и доходы таким образом, чтобы жизнь на территории была полноценной", - рассуждал Сергей Собянин, пока центр продолжал налоговые изъятия, и... "изыскивал внутренние ресурсы".

Способ первый - перенос в Тюмень центров формирования прибыли крупных компаний: так, к примеру, поступила ТНКВР. О том же Собянин договаривался с Роснефтью, СИБУРом, компанией Schlumberger, которая намерена построить в Тюмени заводы по производству глубинных насосов и комплектующих для нефтегазового оборудования.

Второе - ставка на крупные проекты. Та же ТНКВР взялась за разработку нефтяных месторождений в Уватском районе и наращивает ее. Подписано соглашение с Уральской горно-металлургической компанией о создании металлургического производства. Таким образом, машиностроительно-аграрный юг Тюменской области в русле общероссийской конъюнктуры обзаводится собственными сырьевыми отраслями. С СИБУРом достигнута договоренность о выпуске новых видов продукции на Тобольском нефтехимическом комбинате. Подготовлен проект строительства ЦБК стоимостью 1 млрд долларов, "осталось" найти инвесторов. А компания "Очаково" в следующем году откроет под Тюменью пивной завод. Принцип укрупнения применяется и в сельском хозяйстве: бюджетная поддержка оказывается только большим и эффективным хозяйствам.

Из той же оперы завлечение серьезных зарубежных компаний, в основном сферы нефтегазового сервиса. Немецкая фирма Schwank организовала с газпромовской "дочкой" Запсибгазпромом крупнейшее в России производство газовых инфракрасных излучателей. К территории присматриваются американская компания Halliburton, англо-германская KCA Deutag, англо-американская Cameron, британская John Crane. Областная власть ставит условием организацию в Тюмени производства оборудования по западным "лекалам" и подготовку местных кадров.

Третье - стимулирование переориентации 90% машиностроительных предприятий на нужды платежеспособной нефтегазовой отрасли. Так, вместо завода кузнечнопрессового оборудования создан завод "Сибнефтегазмаш", выпускающий фонтанную арматуру; на АО "Тюменские моторостроители" ремонтируются газотурбинные двигатели для газоперекачивающих станций. Помимо применения распространенных методов (закупки оборудования и материалов, госинтервенций, предоставления налоговых льгот и каникул, бюджетных кредитов, погашения процентов по банковским кредитам, выделения субвенций и субсидий, госгарантий и т.д.), в Тюмени возмещают 8% стоимости изделий и НДПИ тем нефтегазовым компаниям, которые закупают продукцию, в основном машиностроительную, местного производства.

Результат - удвоение объемов машиностроительного производства за последние пять лет, наилучшие в УрФО урожайность сельскохозяйственных культур и темпы роста животноводства и птицеводства. Опека, однако, наверняка выйдет боком по вступлении России в ВТО. Сегодня изъяны избирательного протекционизма испытывают на себе предприятия, не связанные с ТЭКом, и малый бизнес: до их проблем у руководства области зачастую руки не доходят. "Ни в прошлом, ни в этом году, несмотря на наши предложения, ни одного закона, касающегося малого бизнеса, не принято, - свидетельствует исполнительный директор Тюменского регионального отделения "ОПОРы России" Анжелика Гембарская. - Было около десятка законов, но многие утратили силу, некоторые выхолощены. В основном действуют льготы отдельным категориям налогоплательщиков. Зачастую власть принимает решения без опоры на мнение предпринимателей.

В итоге, с моей точки зрения, малый бизнес представлен в экономике региона на 20 - 30%, а мог бы - на 80%".

В президентском фарватере

В областной администрации, напротив, утверждают, что создают новые рынки для малого бизнеса. В частности, в сфере ЖКХ. Жильцы по специальной программе обучаются, как выступать заказчиками услуг подрядных организаций. "Вся Тюмень разбита на 260 секторов, по нескольку групп домов. На их обслуживание будут проведены конкурсы, в которых примет участие и малый, и средний бизнес, и управляющие компании, которым предстоит акционироваться. Возникнет конкурентная среда, в которой улучшится качество услуг", - объясняет идеологию преобразований Сергей Собянин.

Реформа ЖКХ - "коронка" губернатора. Еще в 2003 году электролинии и теплосети, трансформаторные станции были переданы энергетикам, ликвидировано более сотни посредников. За год до проведения монетизации льгот средства на оплату коммунальных услуг стали начисляться жителям Тюменской области индивидуально и на квартал вперед. Это повысило инвестиционную привлекательность отрасли. Несколько лет назад она приносила более 500 млн рублей ежегодных убытков, теперь выходит на прибыль. В прошлом году в нее был вложен 1 млрд внебюджетных рублей. Аварийные ситуации с теплоснабжением населения стали из ряда вон выходящим. В прошлом году тарифы на электроэнергию, вырабатываемую Тюменьэнерго, повышены всего на 5%, на тепловую - остались без изменения.

Приоритеты в жилищном строительстве (в этой сфере Тюменская область три года лидирует в УрФО, опережая остальные субъекты в 2 - 5 раз, входит в первую десятку по стране) - сокращение сроков согласования застройки. "Наше государство своей "заботой" мягко удушает желающих что-либо сделать. Во многом все строится не благодаря усилиям и заботе государства и чиновников, а вопреки, - объясняет Сергей Собянин. - Поэтому после серьезных усилий мы свели объем согласований с года до трех месяцев. Я ставлю задачу - до полутора". Функция власти - готовить коммуникации, стройплощадки, работая на опережение платежеспособного спроса, не допуская шквального роста цен.

Капитальной модернизации подверглась бюджетная сфера. С 1 января введены медицинские стандарты и осуществлен переход на стопроцентное финансирование здравоохранения за счет страховых начислений. Отныне больницы финансируются не от затрат, не по количеству койко-дней. Пациент сам несет деньги эскулапам или, наоборот, не несет - в зависимости от оценки качества их услуг. Страховой полис имеет свободное хождение, благодаря чему больной выведен из крепостной зависимости от конкретной клиники, обрел право выбора. С 1 сентября по такому же принципу работают школы. Деятельность педагогов оценивается попечительскими советами родителей и учеников, располагающими премиальным фондом (до 30% фонда оплаты труда). Итог: сокращение персонала, рост эффективности использования оборудования и материалов, снижение затрат при возрастающем объеме услуг (за полгода оборачиваемость койко-места увеличилась на 20%), подъем заработной платы. В образовании, например, только за счет высвободившихся ресурсов она выросла на 20%, с учетом индексации - на 50%, а в передовых школах - вдвое. Средняя зарплата тюменских учителей - 7 тыс. рублей. А главное - качество. "Мы устранили лишние часы, которые были "изобретены" на региональном уровне, - ОБЖ, областное законодательство и так далее. На 20% снизилась нагрузка на учащихся, она была запредельной (около 40 часов в неделю да 12 часов домашних заданий), - рассказывает Сергей Собянин. - Это позволило одномоментно перейти на одну смену и пятидневную учебную неделю. Причем если раньше в классе в среднем по области было 9 человек, сегодня - 13".

...13 ноября в Сочи Собянин рассказывал обо всем этом президенту. На следующий день Владимир Путин пригласил Сергея Семеновича в зал заседания правительства и представил его как нового главу своей администрации. Неожиданно выяснилось, что Собянину не приготовили стул. "Возьмите стул, - указал Путин на ряд вдоль стены. - И садитесь сюда". Вернувшись со стулом, Сергей Семенович устроился рядом с президентом, оттеснив свежеиспеченного первого вицепремьера Дмитрия Медведева...

В статье использованы материалы "Российской газеты", газеты "Тюменские известия", ИА "Интерфакс"

Что теперь может Собянин

К наиболее важным функциям руководителя администрации президента относятся:

- организация исполнения поручений президента;

- координация деятельности помощников и советников президента, распределение вопросов, относящихся к их ведению;

- координация деятельности полпредов президента в федеральных округах (полпреды входят в состав администрации и подчинены ее руководителю);

- утверждение структуры и штатной численности аппарата Совета безопасности РФ, который входит в состав администрации;

- координация подготовки администрацией законопроектов для внесения их президентом в Госдуму, проектов указов, поручений, распоряжений, обращений президента (в том числе ежегодного послания Федеральному Собранию);

- представление президенту докладов об исполнении его указов, распоряжений и поручений, федеральных законов;

- представление президенту аналитических материалов о социально-экономических, политических и правовых процессах в стране и мире, обращениях граждан, предложениях общественных объединений и органов местного самоуправления;

- непосредственное управление администрацией (общее руководство осуществляет президент), которая насчитывает около 2 тыс. госслужащих и отвечает в том числе за взаимодействие президента с политическими партиями, общественными объединениями, профессиональными и творческими союзами.

Новости партнеров

Реклама