Хорош, но не для всех

12 декабря 2005, 00:00
  Урал

Займы на фондовом рынке - эффективный способ обеспечения начальных этапов строительства, уверен финансовый директор ОАО "Камская долина" (Пермь) Владимир Пучнин

- Владимир Михайлович, какова структура финансирования строительства в вашей компании?

- Около 65% - средства дольщиков, 7% - собственные средства, порядка 8 - 10% - банковские кредиты. А 20% - это деньги, привлеченные с помощью облигационного займа. В мае и ноябре 2005 года наша дочерняя компания "Камская долина - Финанс" разместила два облигационных займа на общую сумму 300 млн долларов со сроком погашения в 2007 году. Мы - пока единственная региональная строительная компания России, которая вышла на фондовый рынок заимствований. В перспективе мы планируем довести долю средств, привлеченных по долговым обязательствам, до 40 - 50%.

- Может ли эта схема в полной мере заменить долевку?

- Ни в коем случае. Для этого есть несколько причин. Вопервых, необходимость диверсификации рисков компании. Вовторых, использование долевки выгодно застройщику: на стадии незавершенного строительства квартиры лучше продаются. Сейчас у всех застройщиков одна проблема: муниципальная власть не всегда успевает оформить разрешительную документацию к моменту начала реализации проекта. Следовательно, главная задача - найти средства на начальном этапе строительства. В этом смысле облигационный заем - наиболее эффективный инструмент, так как позволяет привлечь дешевые деньги.

- С какими сложностями столкнется строительная компанияэмитент?

- Вопервых, она должна быть публичной, что не совсем характерно для отрасли. Потенциальные инвесторы имеют право проверить деятельность компании по множеству параметров: от финансового состояния до выполнения сроков реализации проектов. Вовторых, сама процедура длительна: с момента заключения договора с андеррайтерами об организации облигационного займа до регистрации отчета о выпуске у нас прошло 10 месяцев. При первом размещении "Камская долина - Финанс" не имела собственной кредитной истории, что отпугивало инвесторов. Чтобы их заинтересовать, пришлось установить доходность по купону выше уровня кредитной ставки - 16,7%. Второе размещение проходило легче: бумаги зарекомендовали себя на рынке. В результате купон доходности по второму займу был ниже уровня кредитной ставки - 13,5%.