Письма читателей

12 декабря 2005, 00:00
  Урал

Новый протекционизм

2005, 42 (212)

Дискуссии о вступлении России в ВТО ведутся с 1995 года. Между тем реальные результаты переговоров не придаются широкой огласке. Заинтересованность экспортеров понятна, но подтвердятся ли их ожидания на практике - вопрос, требующий детального рассмотрения. Этой теме было посвящено немало научных работ отечественных экономистов. Довольно привлекательным в связи с этим выглядит позиция американского экономиста Говарда Роузена, интервью с которым было опубликовано в журнале "Эксперт-Урал" от 7 - 13 ноября.

Сначала необходимо рассмотреть позицию Максима Медведкова, руководителя российской делегации на переговорах по присоединению России к ВТО. Особых комментариев заслуживает приводимое в предисловии к интервью заявление гна Медведкова, согласно которому от вступления в ВТО выиграет не только "каждый российский потребитель", но и "экспортеры". Действительно, в краткосрочной перспективе проникновение на российский рынок более дешевых товаров и услуг благоприятно скажется на отечественном потребителе. Но сохранится ли такая ситуация в долгосрочной перспективе? Общеизвестно, что развитие внутреннего рынка сдерживается не в силу факторов предложения, а ввиду недостаточно оформленного платежеспособного спроса (в первую очередь со стороны населения). Следовательно, малейшее усиление на рынке иностранных компаний приводит к пропорциональному сокращению доли рынка отечественных производителей, как результат - увеличение себестоимости продукции (ввиду сокращения положительного эффекта от масштаба) и в дальнейшем уменьшение конкурентоспособности российской продукции. В подобных намерениях иностранных компаний сомневаться не приходится - это непосредственно вытекает из сущности капитализма, да и возможности у них имеются - это более дешевые и длинные финансовые ресурсы, больший управленческий опыт, к тому же за их спинами стоят влиятельные правительства. После вытеснения отечественного производителя выгодно ли им будет поддерживать, как прежде, низкий уровень цен? Очевидно, нет. Следовательно, потребители в долгосрочной перспективе столкнутся с более высоким уровнем цен, что никак не отражает их интересы.

Подобный порядок вещей характерен не только для России, но и для большинства прочих странучастников ВТО. Все это ведет к росту монополизма отдельных производителей (тех, кто обладают более низкими издержками производства), что ведет к увеличению силы их переговорной позиции с поставщиками, поскольку они (производители) никак не заинтересованы в высоких ценах на сырье. Получается, экспортеры, выигрывая от таможенных ставок, в долгосрочной перспективе проигрывают ввиду заниженных закупочных цен.

Не может остаться без внимания тезис Говарда Роузена о том, что в ВТО все играют по одним правилам. Взять хотя бы США, Канаду, Германию, Францию - все они имели переходный период, в течение которого подстраивали свои экономики под требования ВТО. В настоящее время таковые периоды уже не применяют, что ограничивает права новых членов, не позволяя им адаптировать своих производителей к конкуренции с иностранными компаниями. Что касается самих правил, то об универсализме здесь речи идти не может, поскольку по набору природноклиматических условий страны не идентичны. Если решили разработать универсальные правила игры, то прежде странамучастникам необходимо принять и реализовать следующие законы: "О средней температуре года"; "О минимальном уровне обеспеченности страны полезными ископаемыми"; "О средней численности населения и уровне платежеспособного спроса".

Довольно интересным выглядит следующее заявление Говарда Роузена: "...протекционизм допустим в качестве ответной меры на резкий всплеск импорта". Возможно ли представить, чтобы гонщика, сошедшего с трассы, ждали все остальные, пока он не придет в норму? Аналогично выглядит вышеприведенное заявление. Данная идея в корне подрывает развитие эффективных рыночных отношений на основе саморегулирующих сил, более того, противоречит основополагающему принципу данной организации - недискриминации. ВТО предусматривает регулирование экономики на основе встроенных стабилизаторов, а подобные резкие вторжения в экономику следует рассматривать как ущемляющие права прочих членов.

Достаточно противоречив тезис относительно усиления конкуренции как следствия вступления России в ВТО. Сегодня конкурентоспособность многих товаров российской промышленности обеспечивается за счет активных мер господдержки, а их устранение - это первое, чего от нас требуют партнеры по переговорам. Их устранение приведет к сворачиванию целых отраслей народного хозяйства. Кроме того, Россия до сих пор не определилась с зоной своей будущей специализации, равно как и с приоритетными отраслями развития народного хозяйства, что создает большие трудности для определения объектов инвестирования. Следовательно, ни о каком развитии конкуренции здесь говорить не приходится, разве что о развитии иностранной конкуренции на отечественном рынке.

Таким образом, наставления Говарда Роузена по вступлению России в ВТО вполне очевидны - это открывает большие перспективы для американских экспортеров. Что касается отечественного потребителя и производителя, для них вступление на предлагаемых ныне условиях абсолютно неприемлемо. Между тем долго игнорировать данную организацию не получится: российская внешняя торговля будет скована международными санкциями. Ввиду этого необходима четкая проработка каждого спорного момента.

Сергей Ермоленко, студент 4го курса Уральской Академии государственной службы. ВТО - объект научного исследования. Участник и победитель Всероссийских студенческих конференций в Екатеринбурге и Саратове. sermolenko@yandex.ru