От монополии государственной к монополии частной

19 декабря 2005, 00:00
  Урал

ЖКХ идеально подходит для национального проекта: отрасль требует системной работы власти, ее функционирование небезразлично всему населению страны, в ней уже есть точки роста. Но она осталась "за кадром"

Каким был 2005 год для ЖКХ?

С одной стороны, не сделано и половины шагов, которые ожидались. Медленно идет акционирование муниципальных унитарных предприятий, не появляются новые крупные предприниматели, тарифная политика властей не стала прозрачнее, в тарифах не ликвидировано перекрестное субсидирование и рост они не умерили.

С другой стороны, принят закон о концессиях, которого ждали в отрасли ровно десять лет: он упорядочивает работу инвесторов в коммунальной сфере. Крупные компании вроде " Новогор-Прикамья" вышли на хорошие финансовые показатели. Дочерние предприятия Российских коммунальных систем (РКС) после двух лет работы начали получать прибыль.

В Пермской области коммунальная политика властей дала результаты: за право обслуживать коммунальную сферу бились на тендерах крупнейшие игроки отрасли.

В ЖКХ есть точки роста, на которые можно опираться и властям, и бизнесу. В муниципальных образованиях понимают, что частный бизнес - это благо для отрасли. Так, глава Ревды (Свердловская область) Альбина Каблинова рассказывает, что руководитель местного предприятия ЖКХ вместо того, чтобы поддерживать частный бизнес, начал с ним конкурировать. "Я выбрала интересы бизнеса и уволила начальника конторы", - отмечает она.

Мэрам, и правда, пора меняться: формально у чиновников в 2006 году вообще не остается финансовых рычагов влияния на бизнес. Население будет оплачивать 100% от экономически обоснованного тарифа, перечисления из бюджетов сведутся к платежам за коммунальные услуги бюджетных организаций. При этом именно на плечи населения ляжет финансовая забота обновления основных фондов ЖКХ. Инвестиционная составляющая в тарифах, их инфляционное увеличение и 100процентная оплата услуг приведут к тому, что цены на коммунальные услуги для населения поднимутся в разных регионах от 15 до 45%. При этом потребитель не сможет "голосовать кошельком", отказываясь от некачественных услуг или хотя бы пытаться экономить. Причина в неразвитости рынка и субъекта рыночных отношений - потребителя как физического лица (кондоминиумов и т.п.). И от тарифной политики властей зависит, придет ли на территорию бизнес, сможет ли он быть эффективнее муниципальных унитарных предприятий.


Михаил Слободин

Бизнес в коммуналке стал зубастее. Последний и яркий пример: дочерние компании РКС и Комплексных энергетических систем (КЭС, входит в "Ренову"), работающие в Свердловской области, пролоббировали создание в министерстве строительства и ЖКХ подразделения, которое будет курировать коммунальную реформу на уровне субъекта федерации. Шаг беспрецедентный по двум позициям. Вопервых, бизнес уже не договаривается с отдельными главами, а выстраивает отношения с властью сверху. Понятно, что в первую очередь чиновник, назначенный на высокий пост заместителя министра, будет лоббировать интересы именно этих компаний, ненавязчиво рассказывая муниципалитетам, с кем лучше дружить, какие именно частники смогут достойно занять место муниципальных унитарных предприятий. Государственная монополия, по сути, сменяется монополией частных компаний. Вовторых, скоро в регионе не останется ни одной отрасли, куда не дотянулась бы "рука Реновы". Здесь ей принадлежат металлургический бизнес и завязанный на него бизнес энергетический, а теперь и коммуналка. И если раньше на этом поле работали две большие компании, две дочки "монстров" - Российские коммунальные системы и Комплексные энергосистемы, то сейчас осталась одна: РКС, созданные в свое время как альянс РАО "ЕЭС России" и нескольких частных компаний, перешли под контроль КЭС.

Объединение КЭС и РКС - самое знаковое событие уходящего года в коммунальном бизнесе. Это сигнал: пора консолидироваться и обновляться. О том, как будет действовать новая компания, рассказывает генеральный директор КЭСХолдинга, президент ОАО "РКС" Михаил Слободин.

- Михаил Юрьевич, сколько еще лет чиновники будут обсуждать проблемы "прохождения отопительного сезона"?

- Сравните: с приходом в розничную торговлю частника уже никто не беспокоится об ассортименте товаров в магазине - это задача менеджеров, как и уровень сервиса, вежливость персонала и т.п. Так произошло в торговле, так должно произойти и в коммунальной сфере. Нужно лишь создать эффективную конкурентную среду. Только тогда мы перестанем говорить о ЖКХ как о проблемной или ущербной отрасли хозяйства, получим качественные коммунальные услуги.

На мой взгляд, у федерального правительства, у власти в преддверии нового политического цикла 2007 - 2008 годов нет более важной социальной задачи, чем поддержка частного бизнеса в коммуналке. Именно это будет решающим шагом к рынку и улучшению качества жизни населения страны. Поставить реформу жилищнокоммунального комплекса во главу угла социальноэкономической политики на ближайшие годы - это и есть настоящий национальный проект с точки зрения замысла, масштаба.

У федерального правительства, у власти в преддверии нового политического цикла 2007 - 2008 годов нет более важной социальной задачи, как поддержка частного бизнеса в коммуналке

Для эффективной реализации реформы коммунального сектора необходимо создать единый центр управления ею на федеральном уровне. Отвечающий за реформу государственный орган сегодня отсутствует. Нет ни ведомства, ни государственной компании, которые возглавили бы процесс реформирования, как это было, например, при реорганизации электроэнергетики. Единый центр принятия решений должен обладать серьезными ресурсами, причем не только денежными, но и административными, кадровыми. Отсутствие его на уровне федерального правительства - один из самых серьезных рисков для частного бизнеса, который необходимо устранить в 2006 году.

Если говорить о проектном развитии отрасли, то очевидно: состояние коммунального комплекса требует системной работы в управлении, развитии инфраструктуры, привлечении серьезных средств. Четко и планомерно помочь развитию ЖКХ могут только крупные федеральные операторы. Малые и средние компании, к сожалению, на этом рынке не состоятельны: количество рисков внутри отрасли огромно.

Все попрежнему

- Государство определяет новые правила регулирования тарифов на услуги ЖКХ. Они помогут частному бизнесу снять один из основных рисков работы в отрасли: заниженные тарифы?

- В конце ноября в первом чтении принят новый законопроект, направленный на регулирование тарифов организаций коммунального комплекса. В нем предлагается установить срок действия тарифов всего год. Этот закон не позволит создать нормальный инвестиционный климат в секторе, требующем масштабных капвложений в реконструкцию и модернизацию. Реальных инвесторов в российской коммуналке и без того очень мало.

А эта мера просто отпугнет последних. Для привлечения ресурсов необходима возможность заключения долгосрочных инвестиционных соглашений.

А значит, нужна прогнозируемая тарифная политика государства и региональных властей в этой области. Это главное замечание к законопроекту.

Пытаясь решить за счет коммунального хозяйства проблемы экономического характера (ограничить рост инфляции), авторы законопроекта забывают о ряде ключевых моментов. Сегодня средний уровень зарплат в ЖКХ составляет 6 тыс. рублей. Зарплата коммунальным работникам выплачивается за счет тарифа, установление тарифного барьера не позволит ее повысить. А это означает, что в ближайшее время коммунальная отрасль не пополнится новыми квалифицированными кадрами, не повысит качество услуг. Это может иметь серьезные экономические последствия.

- Насколько могут вырасти тарифы на энергоносители и услуги ЖКХ в ближайшие годы?

- Сегодня в некоторых регионах еще сохраняется очевидный дисбаланс между затратами, которые несут энергоснабжающие организации, и установленными ценами на коммунальные услуги. Чтобы убрать несоответствие, нужно увеличивать тарифы: где на 2%, где на 20%, а где и на все 50%. Это означает, что цены в любом случае будут повышаться. И наша задача как коммунального оператора - попытаться сдержать темпы увеличения тарифов: повышение должно быть постепенным. Например, в Свердловской области сейчас, к сожалению, при регулировании тарифов используются заниженные нормативы потерь электроэнергии. По факту они составляют 15 - 18% (это связано и с отсутствием средств учета, и со слабым контролем за выставлением счетов), а в тарифе закладывается 11%. Российские коммунальные системы предлагают решить проблему путем составления графика снижения потерь. Например, в этом году у нас потери 17%, через год - 15%, через два - 13%. Это даст возможность развивать инфраструктуру, устранит проблемы с подключением потребителей, с поставкой электроэнергии. Кстати, объединение компаний КЭСКМультиэнергетика и Свердловских коммунальных систем (СКС) в Свердловской области позволит удешевить стоимость услуг и снизить темпы роста тарифов.

В ближайшее время коммунальная отрасль не пополнится новыми квалифицированными кадрами, не повысится качество услуг. Это может иметь серьезные экономические последствия

Обещанного три года ждут

- На момент создания РКС считались коммунальным оператором с государственным капиталом. Означает ли ваше назначение, что РКС теперь контролируется частной компанией - КЭСХолдингом?

- РАО "ЕЭС России" принадлежало и принадлежит 25% акций РКС. Именно РАО ЕЭС, а не государству. Поэтому юридически нельзя назвать РКС компанией с государственным капиталом. В настоящее время КЭСХолдинг владеет 35% акций РКС и в ближайшее время намерен консолидировать контрольный пакет.

- РКС раньше работали в тесном контакте с властью, с правительствами регионов, позиционируя себя в первую очередь как "дочку" РАО. Как частную компанию ее никто не воспринимал. Вы будете продолжать работу в этом же направлении?

- Бизнес в коммунальной сфере растет в первую очередь на региональной почве. Без нормальных отношений с властями субъектов федерации, с главами муниципальных образований, где работает компания, развивать его невозможно.

Цель РКС с самого начала деятельности состояла как раз в том, чтобы построить эффективный бизнес в коммунальной сфере. Подчеркиваю: бизнес.

А любые рыночные отношения основаны на взаимном интересе субъектов. Мы активно развиваем эту политику. Компания старается предлагать муниципальным и региональным властям реальные инвестиционные программы, подкрепленные ресурсами и финансированием. И наша задача сегодня - убедить партнеров в лице региональных и муниципальных администраций в том, что РКС создает в коммунальной сфере новую систему отношений, радикально отличающуюся и с точки зрения подхода к бизнесу, и с точки зрения интересов регионов и людей, там живущих.

Конечно, мы не хотим, чтобы нас воспринимали как государственную компанию - это насаждает иждивенческий подход к услугам, которые мы оказываем. Может быть, именно поэтому первые годы бизнеса РКС не были успешны: все думали, что мы государственная монополия, которая приходит в регионы для инвестирования в ЖКХ. То есть "закапывает" деньги, как это делали муниципальные унитарные предприятия, работающие в отрасли. Это означало завышенные ожидания, необоснованные требования, мол, "вы же обещали инвестировать...". При этом никто особенно не задумывался, что РКС - это бизнес, и доля компании с государственным участием (РАО "ЕЭС России") в нем лишь 25%. Однако РКС сделали очень большое дело - они первыми начали формировать системный и масштабный бизнес в коммунальной отрасли.

А с региональными и муниципальными властями мы работаем ничуть не менее активно. За неполных четыре месяца, объехав все дочерние структуры РКС в регионах, я не раз встречался с руководством субъектов федерации и крупнейших городов, где действует компания. 18 ноября в частности была встреча с председателем правительства Свердловской области Алексеем Воробьевым. Я уже и не говорю про постоянные рабочие контакты наших руководителей с властями на местах. С большинством регионов сейчас как раз завершается согласование и подписание инвестиционных программ на 2006 год. Это процесс важный и для РКС, и для региональных властей.

- Означает ли ваше назначение, что идеолог РКС Анатолий Чубайс разочаровался в проекте?

- Наоборот. Мое назначение президентом РКС, а первого заместителя председателя правления РАО "ЕЭС России" Якова Уринсона - председателем совета директоров РКС стали результатом стратегических договоренностей двух крупнейших акционеров компании, РАО "ЕЭС России" и КЭСХолдинга. Ведущие акционеры согласовали позиции и договорились о совместных действиях для развития проекта и, конечно, общей ответственности за него.

Мне кажется, что руководство РАО "ЕЭС России" разделяет новый бизнесподход к реализации проекта РКС, который всегда отличал менеджмент Комплексных энергетических систем - молодой, динамичной и быстро развивающейся компании. Это значит, что

РАО ЕЭС вовсе не уходит из коммунального бизнеса, там намерены сохранить 25процентный пакет и в случае допэмиссии акций РКС. Так что ни о каких разочарованиях нет оснований говорить. Приход новой команды, безусловно, вдохнул новую жизнь в проект и придал ему новые импульсы. У нас большие планы.

Светлое будущее

- РКС пока работает с убытками. С чем это связано?

- Действительно, в первые два года деятельности у компании были убытки. Но это абсолютно нормально для тяжелого коммунального бизнеса: заход сюда в 90% случаев поначалу бывает убыточным. РКС как раз проходили эту фазу в 2003 - 2004 годах. При этом компания начинала работать сразу в нескольких субъектах федерации, а по ряду регионов тарифные решения властей были очень непросты. Но уже в 2005 году компания сработает без убытков, с небольшой, но прибылью. На следующий год стоит задача получить прибыль около полумиллиарда рублей.

- В некоторых территориях, например Пермском крае, проект РКС закрыт. Вторая попытка будет?

- Мы скорректируем нашу региональную политику с учетом неоднозначного опыта РКС. Тогда компания пыталась делать сразу много всего, не хватало административных и финансовых ресурсов. Теперешние РКС будут концентрировать деятельность прежде всего там, где Комплексные энергетические системы выступают совладельцем активов в "большой" энергетике. Сегодня КЭСХолдинг является акционером

ТГК9 (Свердловская область, Пермский край, Республика Коми), ТГК6 (Нижний Новгород, Иваново, Владимир, Пенза, Мордовия) и ТГК5 (Киров, Удмуртия, Марий Эл, Чувашия). Именно в этих стратегических регионах мы будем стараться построить полный цикл, здесь "большая" и "малая" энергетика станут развиваться синхронно и поддерживать друг друга.

Конечно, помимо этих областей РКС будет развивать деятельность там, где работает сейчас, и появится в других регионах. Хотя скажу сразу: вся страна нам не нужна. При работе на отдаленных территориях, прежде всего на Дальнем Востоке, очень велики издержки управления. Мы будем двигаться последовательно. Вопервых, расширяя "внутреннюю" географию бизнеса в тех регионах, где уже присутствуем, т.е. начинать операционную деятельность в новых муниципальных образованиях. Вовторых, внутри уже освоенных регионов будем расширять ряд предоставляемых услуг.

- В Свердловской области прямым конкурентом "дочки" РКС стала дочерняя структура КЭСХолдинга - КЭСКМультиэнергетика. Как компании будут работать: под одной крышей или отдельно?

- Стратегические договоренности между РАО "ЕЭС России" и КЭСХолдингом предполагают консолидацию бизнеса обеих компаний на базе РКС. Поэтому мы запланировали завершить интеграцию всего мультиэнергетического (как мы его называем) бизнеса КЭС в Российские коммунальные системы до 1 июля 2006 года. В ноябре началась консолидация КЭСКМультиэнергетики и СКС в Свердловской области. С нашей точки зрения, это позволит получить серьезный эффект: объединенная компания будет иметь совокупный оборот около 6 млрд рублей. Такой масштаб совершенно подругому воспринимается и инвесторами, и банками. Компания сможет привлекать средств больше и гораздо дешевле. Мы сократим издержки на управленческий персонал: сегодня две команды занимаются одним и тем же. То есть нагрузка на потребителей в этом плане будет снижаться, потому что у нас окажется меньше расходов. Все это, безусловно, заставляет быстрее двигаться к объединению.

С нашей точки зрения, это абсолютно нормальный, логичный шаг акционеров, которые развивают бизнес на одной территории. Объединенная компания в структуре РКС станет крупнейшей. Кстати, это будет одно из ведущих предприятий области, обслуживающее более полутора миллионов потребителей, дающее рабочие места десяткам тысяч свердловчан и отчисляющее немалые налоги в областной и городские бюджеты.