Запрос на мессию

Евгений Сеньшин
30 января 2006, 00:00
  Урал

Расклад партийных сил на выборах в Госдуму в 2007 году можно спрогнозировать уже сегодня. Если не допустить возможности нового лидера и партии

Новый год не только дарит надежды, но и хоронит их. Бой кремлевских курантов, ознаменовавших начало 2006 года, возвестил партиям­-неудачникам: ваше время истекло. Следуя поправкам в закон «О политических партиях», к 1 января 2006 года все партии обязаны были увеличить численность до 50 тыс. членов (ранее действовала норма в 10 тысяч). В каждом региональном отделении отныне должно числиться не менее 500 человек. Партии, не сумевшие довести численность до нужного количества,  должны исчезнуть.

Кастрация воли

Поправки к закону задуманы ради избавления от слабых партий. Для этого же введены избрание депутатов Государственной думы по пропорциональной системе, 7-процентный барьер для прохождения партий в Думу, запрет на образование партийных блоков на выборах как в федеральный, так и в региональные парламенты. На региональных выборах, по усмотрению субъекта федерации, можно повышать проходной барьер с 5 до 10%.

Идеологическая основа этих мер — концепция управляемой демократии, провозглашенная мудрецами путинского периода. По сути с введением поправок, сокративших пространство для прямого всенародного волеизъявления, произошла монополизация политической сферы. Уравновесить последствия «зачистки» партийного поля законодатели решили путем усиления возможностей партий влиять на исполнительную власть. С 2006 года партия, набравшая большинство голосов на выборах в законодательный орган субъекта федерации, может предложить региональному парламенту (а парламент — президенту) кандидатуру на пост главы субъекта. В администрации президента лежит законопроект «единоросса» Олега Морозова, согласно которому победившая партия вправе выносить на рассмотрение Госдумы кандидатуру председателя федерального правительства, и если дума ее одобрит, — предлагать президенту.

Эти меры якобы должны усилить ответственность правительства перед парламентом, а значит, и перед партиями. Правда, при этом предусматривается, что если президент не согласится с кандидатурой партийного большинства, он может отклонить ее и представить свою. Точно так же он вправе отклонить кандидатуру на пост главы региона. А если депутаты будут упорствовать, то — и в том, и в другом случае — распустить парламент. Так что инициативы имеют явно декоративный характер. К тому же парламентское большинство, как в Госдуме, так и в законодательных собраниях, — за пропрезидентской партией «Единая Россия». И это большинство вряд ли будет предлагать кандидатуру без согласования с президентом и его администрацией. Значит, говорить о серьезном влиянии партий на исполнительную власть, о балансе между ветвями власти, в конце концов о народовластии просто смешно. Теперь, когда процесс реформирования партийной системы законодательно завершен, остается забить немощные партии во имя торжества управляемой демократии и смело начинать спектакль под названием «Выборы в Госдуму-2007». Сюрпризов не будет.

Много званых, да мало избранных

В реестре Федеральной регистрационной службы РФ (ФРС) числится 60 партий. Из них на конец декабря 2005 года в Уральском федеральном округе свои отделения имела 41 партия. Еще меньше представлено в уральских регионах, входящих в Приволжский федеральный округ: в Удмуртии — 37 партий, в Пермском крае — 36, в Оренбургской области — 32, в Башкортостане — 31.

Как сообщил источник в ФРС, проверка партий началась в ноябре прошлого года. Первыми на конвейер перерегистрации попали «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Родина». По словам источника, составлен специальный график, в котором по датам расписано, когда и какую партию предстоит проверять. Проверка закончится в июле. Предоставить график источник отказался, дабы в партиях не знали, когда к ним нагрянут ревизоры. Партии, не соответствующие установленным требованиям, подлежат ликвидации или перерегистрации в общественные объединения. Кроме того, ужесточен контроль за финансовой отчетностью. Окончательный список оставшихся «в живых» будет оглашен в 2007 году.

На партийной арене России останется 10 — 15 игроков

Понятно, что первыми под нож пойдут такие партии, как, например, «За Русь Святую». Их названия многие слыхом не слыхивали. Вторыми на очереди окажутся партии посильнее. Например, Республиканская партия Владимира Рыжкова. Из анонимных источников стало известно, что сверху уже дано указание не дать ей пройти перерегистрацию из-за ее оппозиционности.

Кто же останется после проверки? Безусловно, «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Родина». Их численность превышает 50 тыс. членов. По уверениям партийных руководителей, порог в полсотни тысяч преодолели еще 13 организаций: Союз правых сил, «Яблоко», Народная партия, «Патриоты России», Партия пенсионеров, Социал­-демократическая партия, Аграрная партия, Российская коммунистическая рабочая партия — Российская партия коммунистов (РКРП — РПК), Партия жизни, «Свободная Россия», Республиканская партия, Партия возрождения России, Партия мира и единства. Но это пока на воде вилами писано. Проверка может показать, что часть партийцев — «мертвые души».

Таким образом, на партийной арене России останется 10 — 15 игроков. Один из них нужен для поддержки воли президента в парламенте — это «Единая Россия». Еще пара—тройка — для выхода протестного «пара». Это должны быть безопасные для режима, сговорчивые партии. Очевидно, ими станут КПРФ, ЛДПР и «Родина» (если будет хорошо себя вести; если нет, ее заменят другими, более покладистыми левыми националистами). Несколько мест в Госдуме-2007 могут попридержать для СПС: условие — «правые» должны умерить оппозиционный пыл. Большее количество партий парламент вместить не сможет. Таким образом, он будет левоцентристским и левым. Впрочем, «единороссы» могут перевоплотиться в «правых», если того потребует «текущий момент».

Второй эшелон партий понадобится власти в качестве дублеров. Например, Партия жизни или Партия возрождения России как дублеры «Единой России», если последняя исчерпает ресурс доверия. РКРП — РКП, Партия пенсионеров, «аграрии» нужны для раскола электората КПРФ, а «Патриоты России» — электората «Родины». СПС и «Яблоко» — для видимости оппозиции справа. Ошметкам позволят существовать для иллюзии многопартийности.

Подтверждение этого прогноза — результаты голосования на выборах в региональные парламенты, на которых так или иначе отрабатывается сценарий госдумской кампании. Так, горнило выборов заксобрания Челябинской области, состоявшихся 25 декабря 2005 года, прошли «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Родина». СПС и «Яблоко» проиграли: им так и не удалось договориться о едином партийном списке.

Как уломать девицу

Технология объединения кандидатов от СПС и «Яблока» в единый предвыборный список под брендом одной партии оправдала успешность на выборах в городскую думу Москвы и еще в тройке регионов. Но, как показал челябинский опыт, либералы не всегда могут договориться.

В октябре пройдут выборы в свердловскую областную думу. И здесь вместо ярого желания «слиться в экстазе» наблюдается всего лишь неуверенный флирт. Председатель регионального отделения «Яблока» Мария Дронова: «С 2000 года

Процесс реформирования партийной системы законодательно завершен, остается забить немощные партии во имя торжества управляемой демократии и смело начинать спектакль под названием «Выборы в Госдуму2007». Сюрпризов не будет

“Яблоко” выступало инициатором совместного участия с СПС на выборах в облдуму. Но, к сожалению, “наша невеста” два раза нам отказывала, а в 2004 году после ее слишком долгих раздумий нас просто не пустили в “ЗАГС”. В этом году мы уже выступили с инициативой совместного участия в выборах. Объединение демократов на базе “Яблока” — это наиболее выигрышный вариант для обеих партий». Председатель свердловского отделения СПС Константин Карякин также заявил: «Мы будем объединяться, это вопрос решенный».

Но все это много раз произнесенные на публику слова. В сердцах «правые» и «яблочники» продолжают оспаривать друг у друга первое место в предвыборном списке, ставя личную выгоду выше судьбы страны. Поэтому разговоры об объединении снова могут зайти в тупик.

Новые мехи для молодого вина

Один депутат открыл мне забавный факт: по его уверениям, генеральный директор известного уральского металлургического холдинга на выборах агитирует за «Единую Россию», но втайне всегда голосует за СПС — против совести не пойдешь.

Много ли таких совестливых? На сегодняшний день «правые» проиграли битву с партией бюрократов за средний класс, предпринимателей и собственников. За СПС голосуют единицы из тысяч — те, кто не могут поступиться совестью. Исполнительный директор Тюменского регионального отделения организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Анжелика Гембарская поделилась с нами рассуждениями: «Сегодня средний класс отдает предпочтение в основном “Единой России”. Предприниматели, потребительски относящиеся к политике, считают, что быть в этой партии выгодно — это новые связи, приближенность к властным структурам. Абсолютное большинство голосов на выборах и огромный административный ресурс ставят эту партию вне конкуренции. Прошедшие выборы в Госдуму показали несостоятельность СПС и “Яблока”, и часть предпринимателей вышла из них, вступив в “партию власти”. Идут к сильнейшему». Итак, дезертиры покидают поле боя. Воевать остаются фанатики. Но силы явно неравны. А потому вероятен сценарий тотального краха существующих либеральных партий.

Однако не все потеряно. Сосуды разрушаются, но остается либеральная идея, вырвавшаяся как джинн наружу и ищущая достойного вместилища. Есть ли среди нас тот, кто сможет ее подхватить и без страха понести факелом навстречу 2007 году? Кто в силах с нуля создать новую либеральную партию и повести за собой людей? Отказаться от личной выгоды во имя великой идеи, от потребительства — во имя совести? Если есть запрос на мессию (не обязательно в одном лице), мессия придет.

А запрос явно есть.