— Никита Юрьевич, 25 декабря в Челябинской области состоялись выборы в законодательное собрание. СПС не смог их выиграть. Почему не использована технология объединения с «Яблоком», как на выборах в Мосгордуму? Не произойдет ли подобного на выборах в свердловскую облдуму?
— Мы были заинтересованы в едином списке, но поскольку региональные отделения не договорились, мы не могли административно вмешаться в этот процесс. А то, что Челябинская область показала такой результат, — конечно, тревожный симптом. Почему такое случилось, нам предстоит еще проанализировать. Ведь эта область для нас — один из наиболее важных регионов, более того, на общефедеральных выборах в 1999 и 2003 годах партия получила в ней один из самых высоких результатов. Что касается выборов в свердловскую облдуму, то речь о едином списке, безусловно, идет. На втором Всероссийском Гражданском конгрессе мы встречались с руководителем регионального отделения «Яблока» в Свердловской области Марией Дроновой и договорились, что в течение первого квартала проведем совместные консультации о том, как и в каком формате будет организована избирательная кампания на этих выборах.
— СПС старается позиционировать себя как партия среднего класса и предпринимателей. Но общение с предпринимателями Урала показало: СПС они не особо поддерживают.
— Мне грустно, что господин Головин продолжает мыслить штампами трехлетней давности. Никаких самолетов с кожаной обшивкой давно не существует. Никаких крупных капиталистов в партии нет. И вообще называть СПС партией олигархов, как было модно раньше, нет ни юридического, ни логического основания. Олигархия предполагает связь бизнеса и власти, а наша партия не имеет представительства в федеральных органах власти. Значит, мы по определению не можем быть партией олигархии. Сейчас мы работаем над тем, чтобы избавиться от стереотипа «СПС — партия крупного капитала». Мы представляем интересы широкого круга собственников и предпринимателей. Это надо довести до каждого потенциального сторонника. Проблема в том, что за последние три года информационная ситуация изменилась в худшую сторону. Сегодня ни федеральные телеканалы, ни другие СМИ не дают информацию о политических партиях. Разве что в том объеме, который санкционирует Кремль. В этом плане уход СПС в еще большую оппозиционность снижает наши возможности работы со СМИ. Сейчас рассматриваем новые механизмы донесения информации о партии, ищем другие каналы коммуникации.
— Вопрос создания единой либеральной партии попрежнему актуален?
— Речь о создании единой либеральной партии идет. Эта задача поставлена у нас на текущий год. В парламентскую кампанию 2007 года мы должны вступить единой партией. Нашими союзниками могут быть Республиканская партия, Партия развития предпринимательства, разного рода демократические движения и объединения. Если говорить о персонах, то, возможно, в числе наших союзников могут появиться Ирина Хакамада, Михаил Касьянов, Гарри Каспаров и другие известные люди.