В люди

Из тиши музеев на оживленные улицы — такой вектор распространения искусства декларирует пермская власть

В январские дни, когда отвыкшие от настоящих морозов россияне почитали за подвиг выход на работу, а развлекательные заведения несли убытки, в Перми проходило самое крупное по числу участников и зрителей культурное мероприятие года. Выставка-ярмарка «Арт-Пермь 2006» собрала около 250 художников и до 20 тысяч посетителей. Это уникальное в масштабах региона явление, равного которому нет в других областях. После интересного начала года ожидается богатое событиями продолжение. О пермском культурном «календаре» и перспективах развития данной сферы рассказывает начальник департамента по культуре пермской областной администрации Ольга Ильиных.

— Ольга Павловна, арт-салон — мероприятие примечательное. Но оно длится лишь десять дней. Где в остальные 355 дней года горожане могут увидеть произведения местных художников? Постоянно действующих галерей в Перми немного.

— Мы понимаем, что существует такая проблема, и стараемся расширять выставочное пространство города. Специальное здание, Музей современного искусства, пока построить не удается, в основном приспосабливаем существующие. В прошлом году таким образом возникло несколько новых галерей: в деловом центре, в центре культуры имени Солдатова. Стало своеобразной традицией создавать постоянные экспозиционные площадки в коридорах администрации, некоторые даже получили названия, например, галерея «Третий этаж».

— Наиболее громкие культурные проекты — арт-салон, Дягилевские сезоны — осуществляются при поддержке властей. Потому что они работают как бренды?

— Слово «бренд», нравится оно или не нравится, произносить сегодня приходится. Но мне ближе все-таки говорить не о брендах, а о событиях — знаковых, интересных, привлекательных и для жителей, и для гостей. К ним относится, конечно, фестиваль «Дягилевские сезоны», который привозит в Прикамье ярчайшие произведения в разных жанрах со всего мира. Могу назвать также февральский фестиваль ледовой и снежной скульптуры. Сейчас подобные появились во многих городах, но наш-то возник 12 лет назад, возможно, своим примером и породил другие. Я придумала название для фестиваля — «Ледовик XII». Людовиков в истории было 18, надеюсь, пермский Ледовик на этой цифре не остановится.

В апреле стартует конкурс артистов балета «Арабеск», в мае — международный фестиваль документального кино «Флаэртиана», летом — «Роклайн». Все эти проекты известны далеко за пределами области, они помогают формировать благоприятный имидж нашего края. Мы стремимся также, чтобы искусство «выходило в люди». На стыке лета и осени состоится Форум пермской скульптуры, где мастера представят свои работы, лучшие из которых потом украсят улицы и здания. Чтобы завершить годовой календарь, назову еще осенний Открытый фестиваль видео- и компьютерного искусства, Международный фестиваль органной музыки в декабре.

— Наряду со знаковыми для края именами Строгановых, Дягилева, в последнее время «раскручивается» пастернаковская тема…

— В 2006 году исполняется 90 лет пребывания в крае известного писателя. Историки и литературоведы на основе анализа текста, мифологем, воспоминаний местных жителей утверждают, что город Юрятин из романа «Доктор Живаго» во многом «списан» с Перми. Мы, конечно, не проходим мимо такого примечательного факта. Недавно издан «Путеводитель по Юрятину». Осенью на конференцию собираем специалистов по творчеству Пастернака. Предсказывать творческий продукт сложно, но у театра драмы есть планы постановки мюзикла «Доктор Живаго». Открылся даже ресторан с таким названием.

— Пермь в нынешнем году получила статус культурной столицы Приволжья. Это значит, что плотность культурной жизни возрастет?

— Конечно, но не только. Смысл понятия «культурная столица» я вижу, во-первых, в том, чтобы искусство не существовало в ограниченном музеями и театрами пространстве, а присутствовало везде. Этому служат разнообразные акции: «картина в витрине», задуманный с немецкими партнерами проект «Культура в городском квартале» на актуальную сегодня тему нового визуального восприятия облика города. Во-вторых, важно, чтобы горожане выступали не только потребителями культурного продукта, но и инициаторами. У нас проходит конкурс культурных проектов, принять участие в котором может каждый житель, даже не имеющий профессионального отношения к данной сфере. Проекты оцениваются экспертами, в том числе из других областей, наиболее интересные и значимые будут получать финансовую и организационную поддержку и воплощаться.

— Ольга Павловна, поскольку культура и искусство остаются затратными сферами, наверное, перед властью всегда стоит выбор: как определить приоритеты?

— Мы стараемся поддерживать паритет между сохранением того, что уже существует, и развитием нового. Но нередко выбор делать все-таки приходится. В самом начале работы в нынешней должности я, например, должна была сказать «да» или «нет» дорогостоящему, амбициозному, но не бесспорному проекту «Ballet Imperial». Шли жаркие

дебаты, обе стороны приводили достойные аргументы. Спектакль состоялся — и получил высшую театральную награду страны.

— Сейчас все шире в финансировании культуры участвует бизнес, но соотношение власти и бизнеса встречается разное. В Екатеринбурге крупные, затратные проекты нередко берут на себя банки и предприятия. В Челябинске ситуация иная, главный держатель «культурных акций» — местная власть. Каков пермский «расклад»?

— Эти взаимоотношения у нас еще только складываются. И мне представляется, мы хорошо понимаем друг друга. В одних случаях бизнес торопится сказать «мы с вами, возьмите в проект», а в других и власть готова присоединиться. Уже есть случаи, когда именно бизнес первым увидел проблему и инициировал акцию: так, компания «Лукойл» предложила фестиваль исторических городов нашего края.