Без глянца

Вера Морозова
13 марта 2006, 00:00
  Урал

Когда я договаривалась об интервью с главным инженером автосервиса «Автокио» (Екатеринбург) Виктором Абросимовым, он сразу меня предупредил: «Приезжайте вечером, желательно после шести, в это время у нас спокойнее»

Найти «Автокио» оказалось непросто. Мастерская расположена во дворах недалеко от перекрестка Восточная — Декабристов. Нет ни вывески, ни указателя. Обшарпанное двухэтажное здание (бывшая насосная станция) не имеет ничего общего с привычными стеклянными витринами дилерских сервисных центров. Но при внешней непрезентабельности от недостатка клиентов «Автокио», похоже, не страдает. Несмотря на выходной день, во дворе дожидаются ремонта несколько иномарок.

Внутри благоприятное впечатление производит только первый этаж: бокс, в котором кипит работа, и магазин запчастей. Второй этаж (там планируют разместить офис и служебные помещения) нуждается в ремонте.

Побеседовать с Виктором Абросимовым оказалось сложно даже вечером: все время звонит телефон, мой собеседник договаривается с клиентами, поставщиками, дает указания рабочим. Наконец телефон замолкает. Я включаю диктофон, спрашиваю, где лучше ремонтировать автомобиль: в автосалоне или в независимом автосервисе. Меня перебивает неожиданный посетитель — владелец Toyota Carib, которой должны были поменять тормозные колодки. Виктор Валерьевич: «Готов ваш аппарат, только я бы вам советовал еще задние стойки у него поменять. И все эксплуатационные жидкости заново залить». Хозяин машины соглашается, вносит свои предложения. Просто врачебный консилиум, только в роли пациента — подержанная иномарка. Клиент удаляется на первый этаж оплачивать ремонт, а Виктор Валерьевич обращается ко мне:

— Вот, собственно, и ответ на ваш вопрос. Этот человек работает в фирме, которая развозит по офисам обеды, мы тоже пользуемся его услугами. Он не может платить в салоне 500 рублей за замену колодок, у нас это стоит 150 рублей. У нас и нормочас вдвое дешевле, чем в дилерском автосервисе — 500 рублей. Но если человек купил себе за сумасшедшие деньги Land Cruiser, он, скорее всего, поедет проходить техосмотр в «родной» дилерский центр и заплатит запрашиваемую цену. В каждом сегменте свой покупатель.

— Он будет ездить туда, пока машина стоит на гарантии, — подключается к разговору автослесарь Юрий Загарин, — в дилерских автосервисах хорошо проходить техосмотр, а за серьезную поломку там могут и не взяться. Недавно был такой случай: владелец сломанной иномарки обратился в дилерский центр. Там ремонтировать автомобиль отказались: куплен не в их салоне. Клиент попался въедливый, позвонил в московское представительство. Машину в итоге починили. А если клиент не подкован юридически? Конечно, техосмотр дилерам делать гораздо проще и выгоднее. Я работал в дилерском центре, но ушел оттуда. Капитально отремонтировав несколько двигателей (а эта работа требует и знаний, и опыта), в день зарплаты я получил меньше, чем мальчики, которые занимаются техосмотром. А что поделать: они больше нормочасов отработали.

Беседа снова прерывается. Виктор Валерьевич со вкусом орет на некстати вошедшего сотрудника: «И если завтра он не будет в рабочем состоянии, отправлю к кузнецу!». К какому кузнецу, кто не в состоянии? Выясняется, что местный электрик ушел в запой, а «кузнец» на местном слэнге — медвытрезвитель. 

— К сожалению, хорошие кадры — это серьезная проблема. С ней сталкиваются практически все владельцы автосервисов. У тебя может работать первоклассный специалист, но при этом временами «сидеть на стакане». Мне с подбором кадров проще, я все-таки в этом бизнесе 15 лет, сам начинал с того, что крутил гайки, у меня полно связей и знакомств. А вот другим приходится туго. Солидную учебную базу могут организовать дилерские центры, а нам приходится обучать новичков самостоятельно.

В разговоре вышли на рентабельность бизнеса. О том, что она невысока, мне говорили во многих автосервисах. Здесь подтвердили:

— В среднем 10 — 15%, редко больше. Мы не можем ни поднять цены на услуги (большая часть наших клиентов тут же уйдет к какому-нибудь «гаражнику»), ни увеличить количество обслуживаемых автомобилей (ограничены техническими возможностями ремонтного бокса). Верхней планки рентабельности — 30% — можно достичь только при условии, что автосервис предоставляет комплекс услуг: техосмотр, диагностику, кузовной ремонт и покрасочные работы, мойку, магазин запчастей, доставку и продажу автомобилей. В Санкт-Петербурге и Москве подобные комплексные центры уже работают, у нас к этому придут года через два-три.