Несмотря на то, что доля проката цветных металлов в совокупном объеме продаж компаний-участниц рейтинга по тоннажу не превышает процента, именно в этом сегменте произошли наиболее серьезные изменения: рост продаж — 56%. В прошлом году продажей этого вида сортамента занимались всего четыре компании-участницы рейтинга, но тенденцию сформировала одна — научно-производственная фирма «Металл-Комплект». Ведущий инженер отдела маркетинга этой компании Александр Файзулин: «Начиная с сентября 2005 года, наметился долгосрочный положительный тренд по всем группам цветных металлов. Можно говорить о дальнейшем увеличении объема рынка, как в натуральном, так и в стоимостном выражении, за счет тяжелого машиностроения и металлургии».
Продажи листового проката (треть в структуре продаж компаний-участниц рейтинга) росли скромнее, но все же довольно быстро — 26%. Основной вклад в рост продаж внесла Сталепромышленная компания (СПК) — 68%. Менее существенный, но заметный — РЭИЛ-Комплект и «Тобол» (14 и 13% соответственно).
Следующий по динамике сегмент — трубы: рост 17%. Лидеры: компании «Чермет-сервис» (42%), МеТриС (19%) и «Уралчермет» (15%).
Продажи сортового проката (58% в структуре продаж компаний-участниц рейтинга) увеличились на 5%. Основное влияние на рост оказала СПК. В противовес ей на уменьшение сыграли РЭИЛ-Комплект, «Квин» и МеТриС: минус 35, 22 и 17% соответственно от общего изменения продаж сортамента.
Продажи нержавеющих и спецсталей увеличились незначительно — на 3%. Начальник отдела маркетинга компании «Континенталь» Михаил Гапанов: «В первом полугодии цены на нержавеющий прокат росли, во втором снижались, но не на весь сортамент (к примеру, цены на нержавеющие трубы остались на том же уровне). В целом объем рынка нержавейки сохранил прошлогодний уровень, но уменьшилась доля отечественных производителей». Сдерживающим фактором стала остановка производства нержавейки на Челябинском металлургическом комбинате (ЧМК). Наибольшая доля в приросте продаж нержавеющего проката и спецсталей принадлежит ТД «Ижспецсталь» — 124%. (В расчетах не учитывался вклад компании ТДНС, удерживающей 20% продаж нержавеющей среди участников рейтинга: данные за 2004 год отсутствуют из-за организационных изменений в ТДНС.) Компания «Континенталь», завязанная на ЧМК, напротив, сократила совокупный объем продаж нержавейки на 45%.
Метизы — единственный сегмент, показавший снижение продаж по итогам 2005 года. Таковы последствия специализации большинства компаний на иных видах металлопродукции. Наибольшие изменения произошли в продажах метизов Сервисного центра металлопроката: эта компания одна существенно нарастила объемы (участие в приросте совокупных продаж — 1582%). Региональный центр металлопроката и СПК, наоборот, капитально снизили продажи: минус 765 и 622% соответственно.
Подготовила Инна Гладкова