Показательный мозговой штурм

Региону нужны внятная энергетическая стратегия и центр принятия долгосрочных стратегических решений: бизнес, желающий инвестировать в энергетику, мог бы на них ориентироваться

Накануне всероссийского совещания по энергосбережению в Екатеринбурге 21 — 24 марта, в рамках которого должна была обсуждаться стратегия развития электроэнергетики Свердловской области*, энергетики и местные власти устроили показательный мозговой штурм. В присутствии прессы они пытались ответить на классический русский вопрос «что делать?», думали, в каком направлении должна двигаться стратегическая мысль. Свердловская область как интенсивно развивающийся регион ощущает энергодефицит в узлах, где сконцентрировано промышленное потребление, и в крупных городах. Причины — развитие металлургического комплекса и рост объемов жилищного строительства, особенно в Екатеринбурге. Другим регионам до дефицита в лучшем случае два-три года: пока там нет столь значительного роста потребления электроэнергии, обусловленного экономическим ростом.

Предметом обсуждения стал стратегический план развития региональной сетевой компании ОАО «Свердловэнерго». По мнению энергетиков, рост нагрузок (670 МВт только за первые два месяца 2006 года) и выработка паркового ресурса электростанций (на 60%) говорят о том, что области необходим ввод новых генерирующих мощностей до 2015 года в объеме 1500 — 2000 МВт. Потребность обоснована также тем, что в 2009 — 2010 годах с учетом роста нагрузок в соседних областях исчезнет возможность покрывать дефицит перетоками электроэнергии по межрегиональной сети 500 кВ.

Определены районы размещения новых электростанций: Серовско-Богословский узел — 600 МВт, Екатеринбург — минимум 100 МВт, Нижнетагильский узел — в сумме 300 МВт, Первоуральский узел — 600 МВт, город Полевской — 200 МВт. По мнению аналитиков Свердловэнерго, для ввода такого объема мощностей в Свердловской области необходимы инвестиции порядка 37 — 49 млрд рублей.

Установленная мощность электростанций области 9240 МВт. Фактически потребляемая в 2005 году составляла 6100 — 6200 МВт, но это как средняя температура по больнице: есть насыщенные энергоузлы, где электроэнергии не хватает, а действующих сетей недостаточно, чтобы обеспечить передачу необходимой мощности. Особенно это ощущалось в январские морозы, когда был достигнут максимум потребления — 7300 МВт. (Куда уходят «лишние» мегаватты, см. комментарии «Работаем по технологиям 60х» и «Лишней мощности на Урале нет», с. 24 и 25)

Кроме станций нужно комплексно развивать электрические сети. По оценке Свердловэнерго, общий объем необходимых инвестиций для создания сетевых объектов — 24,9 млрд рублей. В том числе по Единой национальной энергетической сети (ЕНЭС ЕЭС России, включает сети 220 кВ и выше) — 11,8 млрд рублей, по сети 110 кВ — 10,1 млрд рублей, по сети 6 — 10 кВ — 3 млрд рублей. Основная часть капвложений нужна до 2010 года.

В качестве вариантов источников финансирования предполагаются: привлечение средств Федеральной сетевой компании для сетей ЕНЭС ЕЭС России (7 млрд рублей); взимание платы с новых потребителей за техническое присоединение к сети (15,8 млрд рублей из расчета 5 — 7 тыс. рублей за киловатт); установка отдельного тарифа на услуги по передаче электроэнергии по сети, сегодня это инвестиционная составляющая в энерготарифе (2,1 млрд рублей). Итого 24, 9 млрд рублей.

Разговор стратегов

Алексей Воробьев, председатель правительства Свердловской области:

— Мы пройдем по цепочке, начав с оценки ситуации по генерации, по сетям. Потом оценим финансовые и прочие предложения. Утверждается, что Свердловской области надо прирасти в энергомощностях на 2 тыс. МВт. Хотелось бы понять: это с учетом выбытия к 2015 году генерации на действующих станциях?

Владимир Молчанов, первый заместитель председателя правительства Свердловской области:

— Выбывает 4 тыс. МВт, истекает нормативный срок работы оборудования.

А.В.: На мой взгляд, по области мы закладываем слишком маленькие параметры изменения генерации. У нас нет запаса, не будет энергетической безопасности. Екатеринбург за последние четыре года увеличил энергопотребление втрое. Сейчас он расходует 916 МВт и по развитию энергопотребления к 2015 году явно выйдет на 2 — 2,5 тыс. МВт. Один Екатеринбург! При этом область ставит задачу удвоения выпуска стали к 2010 году, планирует существенный рост производства алюминия и меди, строительство завода по производству магния.

А если выйдем на строительство 2,5 млн кв. метров жилья (при расходе 0,1 киловатт на метр)? С учетом выбытия надо закладывать не 1,5 — 2, а как минимум 4 тыс. МВт к 2015 году.

Чубайс неоднократно говорил: мы проводим реструктуризацию энергетики, выделение генерации с одной целью — привлечь стратегического инвестора, обеспечить реконструкцию и модернизацию станций. Это заложено в концепции реформирования, в этом убеждали общество. Чтобы получить 4 тыс. МВт к 2015 году, нужно примерно 4 млрд долларов. К 2010 планируем 1,5 тыс. МВт — это 1,5 млрд долларов. Мы сейчас должны честно сказать, где возьмем деньги.

Алексей Бобров, генеральный директор ОАО «МРСК Урала и Волги»:

— Мы считаем, что Свердловская область в 2007 году подойдет к ситуации, когда тарифы начнут устраивать инвесторов. Особенно, если они будут прирастать и появятся специальные тарифные решения, учитывающие ставку рефинансирования.

А.В.: Тогда следующий вопрос — тарифы. Какова сейчас средняя себестоимость киловаттчаса на наших генерирующих станциях, угольных и газовых?

В.М.: Очень разная, от 47 до 60 копеек.

А.В.: Это примерно два цента. А сколько в Европе себестоимость киловаттчаса?

В.М.: Цент, наверное. Во всем мире больше 1,9 цента не бывает.

А.В.: А почему у нас тогда два и к трем подходит? И почему при такой себестоимости генерация на Западе привлекательна для инвесторов, а у нас нет?

А.Б.: Оборудование очень изношенное.

А.В.: Мы же новое поставим! Речь идет о продукции, которая будет получена в результате строительства. Стройте новый, более экономичный парогазовый цикл. При чем тут ваше предложение повышать дальше тарифы?

А.Б.: Я подчеркиваю, речь идет о подъеме тарифов до уровня инфляции (сейчас они ниже. — Ред.). К тому же во всем мире нет таких отчислений одних регионов на развитие других. Если нормализовать все эти вещи, мы в состоянии выйти на ту себестоимость, о которой вы говорите. В нее и независимая генерация впишется.

А.В.: Генерирующие компании готовы к парогазовой технологии?

А.Б.: Если генерирующие компании получат серьезные контракты на объем топлива и будут иметь точный прогноз роста цен на газ, думаю, будут готовы.

В.М.: Мы пока не знаем их намерений.

А.Б.: Поскольку не знаем намерений Газпрома.

А.В.: Если не можем сказать точно, давайте спрогнозируем. Допустим, не получится развития генерации на тех принципах, которые заложены в концепцию реформирования РАО «ЕЭС России». Где будем брать электричество?

А.Б.: Есть две версии. Крупные компании начинают строить собственную генерацию. Наиболее проработана ситуация у группы компаний «Итера» и «Интертехэлектро — Новая генерация». Это один путь. Второй — взять электричество со стороны, по линиям ЛЭП.

А.В.: Я хочу, чтобы мы все поняли. Со стороны, с рынка взять неоткуда, ресурс ограничен. Можем сети развивать, провода тянуть, но лишней энергии в стране нет.

А.Б.: Мы провели анализ по УрФО: в федеральном округе избыточной электроэнергии тоже нет. Соседи  нам не помогут.

В.М.: Мы подтверждаем — генерации нет. Пока высоковольтную линию Северная — БАЗ построим, на Пермской ГРЭС свободной мощности для нас уже не будет.

А.В.: То есть строить новые ЛЭП бессмысленно. Одни ЛЭП не решат проблем Свердловской области. Я говорю не о внутренних сетях. Значит, оптимальный вариант — строить свою генерацию?

А.Б.: Я бы настаивал — не оптимальный, а единственный. Во всяком случае, при такой динамике потребления.

А 4 тыс. МВт — серьезнейшие объемы. Здесь нельзя промахнуться. Правительство видит именно такой рост и по жилью, и по промышленности?

А.В.: Я вижу этот вопрос так. Мы к 2010 году должны строить 2 млн кв. метров жилья в год, другого выхода нет. И рано или поздно мы придем к структуре энергопотребления, которая существует на Западе.

У нас она сейчас сдвинута в пользу промышленности, соотношение в лучшем случае один к пяти. А в мире наоборот. Но мы выйдем хотя бы на 1:1.

А.Б.: На Западе очень много электрического отопления. Хотя у нас тоже новые дома строят без батарей, с электрообогревом.

В. М.: У капиталистов электрическое отопление выгодно, поскольку так дешевле, чем на мазуте. Между тем цены на мазут и бензин внутри России уже достигли уровня мировых. К теме генерации скажу: хорошо, что появился первый документ с предложениями от энергетической компании, который можно обсуждать. К сожалению, по генерации даже предмета для обсуждения у нас нет. Мы встречались с генеральным директором ОГК5 Анатолием Бушиным у губернатора — все пока на пальцах. Предметно о намерениях развивать генерацию, повышать инвестиционную привлекательность в компании не говорят. О ТГК9: я как член совета директоров утверждаю — планов строительства генерирующих мощностей в Свердловской области у компании нет. Причина — низкий энерготариф. А руководство ОГК2 вообще не бывало у нас в области.

А.В.: Понятно, почему нет предложений, компании только сформировались, думают, как бы прибыль собрать.

Юрий Шевелев, генеральный директор Свердловской энергосервисной компании:

— Позвольте реплику. За 2004 — 2005 год по системе Свердловэнерго стояли в ремонте и еще по каким-то причинам были выведены из работы огромные мощности на 500 — 900 МВт. Когда речь идет об инвестициях в новое строительство, не нужно забывать об этом. Разница между установленной и рабочей мощностью всей системы — 2 тыс. МВт.

А.В.: Давайте по генерации подытожим. Значит, 4 тыс. МВт надо к 2015 году. Второй момент — эту проблему придется решать самим: либо на основе действующих генерирующих компаний, либо с участием наших заводов и бизнеса; либо совместить и то, и другое. Вносим эту коррективу в свой план.

Теперь сети. Хочу понять, федеральные 7 млрд рублей для сетей ЕНЭС будут выделены?

А.Б.: Правительство РФ попросило недавно Федеральную сетевую компанию скорректировать план. Часть денег, очевидно, будет оттянута на Москву. Так что прежний план финансирования выполняться не будет.

В.М.: Я встречался с первым заместителем председателя правления ОАО «ФСК ЕЭС» Александром Чистяковым. Он мне заявил: 30 млрд рублей в бюджете этого года ориентированы в основном на финансирование подстанций СанктПетербурга и Москвы. Свердловской области будет выделено только 72 млн рублей на проектирование подстанции Емелино и 80 млн рублей на высоковольтную линию Северная — БАЗ. Других денег по этой теме на нынешний год нет. Бюджет на 2007 год еще не известен.

А.В.: Понятно, 7 млрд рублей на строительство федеральных сетей под большим вопросом. А еще 4 млрд рублей на ЕНЭС где возьмем?

А.Б.: Я тоже проводил предварительные переговоры с председателем правления ОАО «ФСК ЕЭС» Андреем Рапопортом и Александром Чистяковым. Они говорят, что если у нас будут проекты строительства подстанций на 220 кВ, финансируемые за счет введения платы за присоединение к сетям, вносимой новыми потребителями, они не будут возражать, чтобы подстанции на 220 строило, допустим, Свердловэнерго.

А.В.: Так, значит, и этих 4 млрд рублей на сети тоже нет… Я хочу понять: с точки зрения права, сети ЕНЭС — исключительно федеральная энергетическая система?

А.Б.: Нет. Сети 500 кВ — это собственность федеральной сетевой компании. На федеральном уровне сейчас заканчивается формирование Единой национальной энергетической сети путем отделения части сетей 220 кВ и выше от региональных. Имущество может быть передано в аренду кому угодно. Давайте честно скажем — все сети 220 и выше перераспределяются в пользу федеральной сетевой компании. В 2007 году они все будут там.

А.В.: Это будет на 100% государственный капитал?

В.М.: Пока это на 100% собственность РАО, в котором собственность государства невелика, меньше половины. По собственности тут пока не очень понятно.

А.В.: Зато по концепции энергореформы я помню: генерация выделяется, идет на рынок, а государству остаются сети высокого напряжения. Если нет федеральных энергосетей, как и федеральных железных дорог, — тогда и отечества нет. Нынешнее реформирование энергетики толкает нас к тому, что энергетическое хозяйство окуклится в рамках Свердловской области. Будем выживать сами. Тогда рано или поздно возникнет вопрос: а зачем нам выкладывать 11 млрд рублей на федеральные энергосети?

А.Б.: Вопрос политический…

А.В.: Правильный вопрос! Мы должны иметь перед собой ясную картину: чем области нужно заниматься, а чем не нужно.

А.Б.: Скажем так: федеральная сетевая компания выполнит инвестиционные планы, но не решит проблем энергодефицита Свердловской области. Область должна решать их сама.

А.В.: Так что будем делать: сети строить или генерацию? Мы должны понимать: на первом месте Москва. Там они уже задыхаются. И когда встанет вопрос, куда подавать киловатты, их подадут, естественно, не на Урал.

А.Б.: Появления дополнительной дешевой энергии в ближайшие годы в России не предвидится. А та, которая есть, будет направляться на самые тяжелые участки. Так что на то, что к нам придет дешевая электроэнергия по сетям, Свердловской области рассчитывать нельзя.

А.В.: Давайте зафиксируем следующее. Даже если мы вдруг найдем 11 млрд рублей на федеральные сети, это не решение по Свердловской области. И последний вопрос — по внутренним электросетям. Сколько там надо миллиардов? 13? Их надо искать, расписывать по годам строительство объектов, и дело делать. Давайте вместе размышлять — коммунальщики, наука, энергетики, власть, промышленники. Вплоть до создания народного предприятия: вкладываешь тысячу долларов — получаешь одну акцию. А что? Всем народом построим себе энергосистему. Потому что находимся в экстремальной ситуации. Еще два-три года, потом будет просто тяжело.

…Было бы непонятно, для чего проводился этот публичный разговор, если бы вскоре после него на обсуждение всероссийского совещания в Екатеринбурге Алексей Воробьев не явил стратегический план развития электроэнергетического комплекса Свердловской области на 2006 — 2015 годы. А если у региона наконец появится стратегия, было бы логично, если бы следом возник и центр принятия внятных долгосрочных стратегических решений, на которые ориентировался бы бизнес, желающий инвестировать в энергетику. О потере управляемости в базовой инфраструктурной отрасли и необходимости такого центра сами энергетики говорят давно. В том же плане стратегического развития, который мы упомянули вначале, генеральный директор Свердловэнерго Владимир Кальсин предложил как вариант создать контролирующий орган на уровне правительства Свердловской области. Он мог бы функционально и стратегически определять  направления развития топливноэнергетического комплекса, а также поддерживать баланс интересов всех участников процесса: генерирующих и сетевых компаний, диспетчеризации и крупных потребителей.