— Действительно, есть существенный, на первый взгляд, разрыв между установленной и рабочей мощностью электростанций. У этой проблемы несколько аспектов.
Во-первых, электростанции загружаются таким образом, что неиспользуемыми остаются мощности, на которых вырабатывается наиболее дорогая электроэнергия. Если загружать полностью все мощности, в том числе и те, где очень высок удельный расход топлива на производство, это приведет как к росту цен на энергию, так и истощению запасов невозобновляемых видов топлива. Во-вторых, в связи с износом энергооборудования, его эксплуатацией сверх установленного заводамиизготовителями нормативного срока, возрастает возможность аварийных отключений. Поэтому учитывать оборудование в составе рабочей мощности на все 100% нельзя, хотя формально именно так учет и ведется. В итоге числитсято оборудования много, но эффективность его низка. Втретьих, по технологиям эксплуатации необходимо вести круглогодичную ремонтную кампанию на крупных электростанциях, поэтому часть оборудования постоянно выведена из работы. Вчетвертых, установленная мощность недоиспользуется изза недостаточной загруженности тепловых отборов турбин, например, в период летнего спада потребления электроэнергии.
Подытожим. Мы до сих пор работаем на индустриальных технологиях 60х годов прошлого века, не соответствующих новым рыночным представлениям и требованиям, на старом оборудовании, сжигаем природные ресурсы не похозяйски, поскольку располагаем энергосистемой, созданной по другим экономическим законам. Не случайно новая энергетическая политика, заявленная недавно Чубайсом, говорит о том, что РАО «ЕЭС России» срочно нужна техническая политика, основанная на новых технологиях.